Результаты констатирующего эксперимента

Страница 2

Анализируя пересказы с точки зрения использования авторской лексики мы выявили, что имели место особенности и языковом оформлении пересказов. Во-первых, это бедность лексического состава. Это проявилось в использовании при пересказах детей в основном личных местоимений (я, он, она), например: «Я таскал .Я увидел . Мы не вставали .» (Сергей Г.). «Она играла .Она встала .» (Сергей А.); глаголов обозначающих действие, продвижение. Редко использовались глаголы, обозначающие состояние людей. Из текстов можно привести следующие примеры: «Маруся встала .» (Сергей Ж.), «Я таскал .Я увидел .» (Сергей Г.), «Брат просил .»(Надежда К.); наречий таких как «больно», «сильно», «скучно». Практически не было замечено употребление прилагательных. В пересказах встречались1' единичные прилагательные, которые касались характеристики куклы. Например: «Она красивая .»(Елена Ч.), «Это была кукла с льняными белоокрашеными волосами . »(Вера К.). Во-вторых, в синтаксической части преобладали простые распространенные предложения. Например: «Она красивая .Ее любили» (Елена Ч.), «Мальчик принес куклу Марусе» (Вера К.), «У Маруси была кукла» (Настя Г.). Следует отметить, что встречались сложные предложения, но в них имело место неправильное их построение. Например: «У Сони был братик и мальчик перенес все игрушки в подземелье» (Вера К.), «Эту куклу она не хотела расставаться» (Настя Г), «Она ее очень любила эту куклу» (Аня Е.).

Анализ полученных работ учеников в ходе констатирующего эксперимента показал, что допущенные ошибки отличались неоднородностью по количеству и характеру.

Полученные нами в ходе констатирующего эксперимента данные позволили всех участвующих в исследовании учеников 7 класса условно разделить на четыре группы по успешности выполнения ими предложенных заданий. Данные группы были отражены нами в таблице 1.

Таблица 1 - Деление учащихся на группы по успешности выполнения заданий (в %)

\ Г группы

Кл

Первая

Вторая

Третья

Четвертая

VII VII

16

16

36

32

Первую группу относительно высокую 16% составили испытуемые, которые передали содержание произведений в основном кратко, последовательно, без искажения основного смысла, лексически и синтаксически верно оформленные.

Во вторую группу - среднюю - вошли 16% учеников, у которых были краткие, правильные, но не всегда последовательные, неточные пересказы в плане употребления лексики и построения предложений.

Испытуемые третьей группы - 36% - неполно пересказали художественное произведение, с пропусками существенных смысловых звеньев, допустили значительные неточности при установлении причинно-следственных связей и отношений. Наблюдались ошибки в неточной передачи последовательности событий, взаимоотношений действующих лиц, ошибки в языковом оформлении текста.

Испытуемые четвертой группы - 32% - не сделали краткий пересказ вообще.

Таким образом, обобщая экспериментальные данные и анализ практики организации уроков чтения в старших классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида были сделаны выводы:

1. Принятая система работы над кратким пересказом художественных произведений не в полной мере способствует обучению умственно отсталых старшеклассников данному виду пересказа. Учителя использовали в основном полный пересказ и очень редко краткий. Нами не была отмечена работа над авторской лексикой произведения, что в свою очередь затрудняет понимание прочитанного.

Устные воспроизведения литературных произведений учащимися в большинстве случаев характеризовались пропуском главных звеньев произведения, пересказом второстепенных, не основных фактов; нарушением логики происходящих событий: пропуском частей, повтором; неточностью (искажение данных фактов в оригинале); неправильным указанием причинно-следственных связей. Почти в 100% случаев испытуемые вносили в свои пересказы добавления, которых не было в произведении.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Примерные театральные игры, используемые в работе с детьми раннего возраста
Этюд «Наши уточки с утра» (для театра картинок на фланелеграфе) Для проведения этого этюда потребуется: фланелеграф, картинки с изображением уточек, гусей, голубей, курочек, индюка и петушка. Ведущий поочередно, в соответствии с текстом, выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением нужных пт ...

Основные функции управления в деятельности заведующего
Детский сад по своей форме, содержанию и структуре является сложным воспитательным учреждением, и руководство им должно осуществляться на основе принципов и положений науки управления. Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы вза ...

Внеаудиторная деятельность, как часть воспитательного процесса
Воспитание - сложный, многогранный, диалектический, противоречивый, целенаправленный процесс формирования человека. Сложны структура и содержание личности, разнообразны и неоднозначны условия и факторы ее формирования, сложен и вместе с тем раним организм подрастающего человека. В диалектической св ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru