Попытка определить содержание способностей предпринималась неоднократно разными исследователями.
В психологии разработан прочный методологический фундамент исследования общих и специальных способностей, получен богатый фактический материал, дана его содержательная интерпретация. Психология способностей - одна из самых важных в теоретическом и практическом отношении проблем психологической науки. Актуальность работ по диагностике способностей определяется в первую очередь практической значимостью этой проблемы. Диагностические методы необходимы для ранней диагностики способных и одаренных детей, для выявления выражения у них творческих художественных способностей.
Основные положения теории способностей связаны с решением следующих вопросов: Что такое способности? Каково их содержание? Структура? Соотношение со знаниями, умениями, навыками? Каковы закономерности, условия развития способностей? Как способности соотносятся с задатками? Что понимается под задатками способностей?.
Существует множество определений способностей. Так, Б.М. Теплов считал, что способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности. По мнению Л.Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. По определению Н.С. Лейтеса, способности - это свойство личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешной деятельности.
Способности - это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются (Л.А. Венгер).
К.С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретной деятельности, определяет качества последней».
Способности имеют свои содержания и структуру, определить, которые крайне важно, считал Л.А. Венгер. В противном случае неизвестно, что формировать.
Ведущим в раскрытии содержания и структуры способностей является анализ психологических требований, предъявляемых человеку различными видами деятельности. Иными словами, следует определить, без каких свойств
(качеств, особенностей) личности невозможно выполнение данного (или любого) вида деятельности. Следовательно, нужен анализ деятельности вообще или конкретного ее вида. Выполнение любого вида деятельности предполагает определенную систему знаний, умений, навыков. Поэтому при определении содержания способностей на первый план выступает вопрос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками.
В этом вопросе нет единого мнения:
Способности не сводятся к навыкам, умениям, но могут объяснять легкость и быстроту их приобретения (Б.М. Теплов);
Знания, умения, рассматриваются как один из компонентов способностей, но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения ЗУН (С.Л. Рубинштейн).
Одним из компонентов способностей является особая умелость руки как результат совершенствования, обобщения, умений и навыков (А.Г. Ковалев, Б.Н. Мясищев).
Способность включает все подструктуры личности, в том числе ЗУН (К.К. Платонов);
Л.А. Венгер выдвигал гипотезу, суть которой - понимание способностей как ориентировочных действий. В качестве доказательств он приводил следующие рассуждения:
в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и соответственно ориентировочные и исполнительские действия. Ориентировочные действия - это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор способа выполнения. Исполнительские действия – выполнение действий и достижение результата;
знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая или познавательная;
Новое в образовании:
Материалы, инструменты, оборудование
Успешность в работе темперой, как и в любой другой технике, будет во многом зависеть от наличия необходимых принадлежностей, используемых в профессиональной живописи. Кисти для темперной живописи нужно иметь колонковые, беличьи и щетинные. Очень хороши в работе плоские колонковые кисти. После работ ...
Методы оценки физического развития
Оценка физического развития может проводится с помощью методов: антропометрических стандартов и индексов. Оценка физического развития детей по антропометрическим стандартам. Антропометрические стандарты – это средние величины признаков физического развития, полученные путем статической обработки бо ...
Изучение эмоционального отношения к школе
Материал: 22 карточки с прилагательными антонимами, 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой – ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Эксперимент проводится следующим образом. Перед ребенком ставят 2 карточки и дают следующую инструкцию ...