задачи ориентировочных действий несамостоятельны, а они подчинены решению более общих познавательных или практических задач. Когда исполнительские действия сформированы, ориентировочные действия свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки задания (по данным А.В. Запорожца).
Л.А. Венгер понимая под способностями ориентировочные действия, отделял их от знаний, умений и навыков, относя последние к рабочей, исполнительской части деятельности.
Б.М. Теплов в работе «Способности и одаренность» формулирует способности как индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого, причем «способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, что имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности». Деятельность в данном случае рассматривается как средство развития способностей. Следовательно, способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. А успешно выполненная деятельность создает, в свою очередь, то своеобразие и сочетание способностей, которое характеризует данную личность.
С.Л. Рубинштейн, как и Б.М. Теплов, считает, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Разбирая их взаимоотношения, автор пишет о взаимной обусловленности этих понятий: с одной стороны, способности - предпосылка овладения знаниями, умениями, с другой - в процессе этого овладения формируются способности.
А.И. Леонтьев в своих работах по проблеме способностей последовательно проводит мысль о решающей роли социальных условий воспитания и в меньшей мере придает значение природной стороне способностей. Основная идея Леонтьева: все психические функции и способности, свойственные человеку, как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом предшествующих поколений.
Б.Г. Ананьев прослеживает теснейшую связь способностей и характера и говорит о том, что развитие способностей и характера представляет собой единый, хотя и противоречивый процесс.
В.И. Киреенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия.
В работах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева и др. показано, что не правы как те теории, которые провозглашают врожденность способностей (теории наследственности), так и те теории, которые полностью игнорируют природные предпосылки способностей и считают их обусловленными лишь средой и воспитанием (теории приобретенных способностей). В первом случае детерминация способностей сводится только к внутренним, а во втором случае - только к внешним условиям, в то время как при формировании способностей внешние причины действуют опосредованно, через внутренние.
В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:
Типологические свойства нервной системы (характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависят скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость и т.д.
Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга.
Индивидуальные особенности строения анализаторов.
Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого воздействия – обучении.
По определению В.А. Крутецкого, реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем:
- значительно облегчают формирование способностей;
- ускоряют темп продвижения в развития способностей;
- определяют высоту достижения;
- обусловливают ранние проявления способностей.
Задатки имеют врожденные индивидуальные различия. Все эти положения применимы к специальным способностям.
Специалисты выделяют общие и специальные способности. К общим способностям они относят психические функции (процессы): способности ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, психомоторную способность. У конкретного человека каждая из способностей может быть выражена в разной степени. Например, способность восприятия оценивается по параметрам: объем, точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность. Способность воображения - новизна, оригинальность, осмысленность и др. Психомоторная способность - до параметрам: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость., пластичность и ловкость.
Новое в образовании:
Опытно-экспериментальная работа
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель урок ...
Структура биологических знаний
Биология (греч.bios ,— жизнь, logos— учение, наука) — наука о живой природе. Термин "биология" впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г.Р. Тревиранусом . Биология – наука о жизни, ее формах и закономерностях развития ...
Роль научно-методической деятельности в повышении эффективности процесса
подготовки спортсменов
В условиях острой конкуренции в сфере спорта высших достижений большое значение приобретают научные исследования по определению путей совершенствования системы подготовки спортсменов, охватывающей в единстве спорт высших достижений и спортивные резервы. Наука о спорте направлена на выработку новых ...