Художественные способности как свойство личности человека

Педагогика сегодня » Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6-летнего возраста » Художественные способности как свойство личности человека

Страница 2

задачи ориентировочных действий несамостоятельны, а они подчинены реше­нию более общих познавательных или практических задач. Когда исполнитель­ские действия сформированы, ориентировочные действия свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки задания (по данным А.В. Запорожца).

Л.А. Венгер понимая под способностями ориентировочные действия, отделял их от знаний, умений и навыков, относя последние к рабочей, исполнительской части дея­тельности.

Б.М. Теплов в работе «Способности и одаренность» формулирует способности как индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого, причем «способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, что имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности». Деятель­ность в данном случае рассматривается как средство развития способностей. Следователь­но, способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. А успешно выполненная деятельность создает, в свою очередь, то своеобразие и сочетание способностей, которое характеризует данную личность.

С.Л. Рубинштейн, как и Б.М. Теплов, считает, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Разбирая их взаимоотношения, автор пишет о взаимной обусловлен­ности этих понятий: с одной стороны, способности - предпосылка овладения знаниями, умениями, с другой - в процессе этого овладения формируются способности.

А.И. Леонтьев в своих работах по проблеме способностей последовательно прово­дит мысль о решающей роли социальных условий воспитания и в меньшей мере придает значение природной стороне способностей. Основная идея Леонтьева: все психические функции и способности, свойственные человеку, как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом предшествующих поколений.

Б.Г. Ананьев прослеживает теснейшую связь способностей и характера и говорит о том, что развитие способностей и характера представляет собой единый, хотя и противо­речивый процесс.

В.И. Киреенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия.

В работах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева и др. показано, что не правы как те теории, которые провозглашают врожденность способностей (теории наслед­ственности), так и те теории, которые полностью игнорируют природные предпосылки способностей и считают их обусловленными лишь средой и воспитанием (теории приоб­ретенных способностей). В первом случае детерминация способностей сводится только к внутренним, а во втором случае - только к внешним условиям, в то время как при формировании способностей внешние причины действуют опосредованно, через внутренние.

В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:

Типологические свойства нервной системы (характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависят скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость и т.д.

Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга.

Индивидуальные особенности строения анализаторов.

Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с други­ми людьми, в наиболее концентрированной форме такого воздействия – обучении.

По определению В.А. Крутецкого, реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем:

- значительно облегчают формирование способностей;

- ускоряют темп продвижения в развития способностей;

- определяют высоту достижения;

- обусловливают ранние проявления способностей.

Задатки имеют врожденные индивидуальные различия. Все эти положения применимы к специальным способностям.

Специалисты выделяют общие и специальные способности. К общим способно­стям они относят психические функции (процессы): способности ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, психомоторную способность. У конкретного человека каждая из способностей может быть выражена в разной степени. Например, спо­собность восприятия оценивается по параметрам: объем, точность, полнота, новизна, бы­строта, эмоциональная насыщенность. Способность воображения - новизна, оригинальность, осмысленность и др. Психомоторная способность - до параметрам: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость., пластичность и ловкость.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Влияние занятий графическими материалами на процесс развития художественно-творческих способностей детей 5-6 лет
Для выявления и развития художественно-творческих способностей с помощью рисования графическими материалами у детей 5-6 лет была проведена исследовательская работа на базе ДОУ № 16 «Колокольчик» г. Железноводска, в старшей группе «Капитошка». В этой возрастной группе дети переживают период активног ...

Профессиональная направленность физического воспитания
Профессиональная направленность физической культуры личности - это основа, объединяющая все остальные ее компоненты. Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели. Опираясь на них, можно выявить существенные свой ...

Опыт реализации процесса индивидуализации в деятельности школы №27 г. Кирова
Опытная работа проводилась в 4б классе школы №27 г. Кирова в 2007г. Главной целью опытной работы было проверить влияние некоторых форм и методов индивидуализации на развитие учащихся, используя такие показатели как обученность, познавательный интерес и возможности прохождения некоторых тем математи ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru