– формально-логических принципов, служащих исходным пунктом не только познания собственно логической проблематики, но и реализации требований логики в практической деятельности: принцип отражения действительности абстрактным мышлением; принцип познаваемости логических связей; принцип однозначности; принцип предметности и др.;
– основных и не основных формально-логических законов;
– форм абстрактного мышления - понятий, суждений, умозаключений, гипотез и др.;
– методов познания и выявления логических связей, имеющих формально-логическую природу: дедукции, популярной и научной индукции, аналогии, сравнения, анализа, синтеза и т.д.;
– логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и т.д.;
– логических операций: обобщения, ограничения, определения и деления понятий, преобразования суждений и др.;
– совокупности многочисленных правили требований, вытекающих из формально-логических законов, из структуры мысли, методов построения рассуждений: правил оперирования понятиями, правил соотношения основных видов суждений по истинности и ложности, правил силлогизма и др.;
– средств, приемов и способов обеспечения доказательности и убедительности теоретических положений и практики, профессиональной речи;
– предостережений от возможных логических ошибок преднамеренного (софистического) или непреднамеренного (паралогического) характера: «подмены тезиса», «порочный круг», «мнимого следования», «после этого, значит, по причине этого», «от сказанного с условием к сказанному безусловно», «поспешности обобщения» и т.п.
Е.В. Яковлева предлагает следующее определение: логическая культура – это элемент общей культуры личности, который проявляется в знании законов, методов и форм формальной и диалектической логики, в умении человека логически правильно, опираясь на эти законы, формы и методы рассуждать, давать определения понятиям, оперировать понятиями, делать умозаключения, доказательные выводы, оперировать гипотезами, раскрывать противоречия, а также систематизировать и классифицировать в определённую систему имеющиеся знания.
Согласно ее концепции формирование логического мышления у школьников идёт в двух направлениях – на основе житейской практики, в процессе которой формируется житейская логика, и посредством образования.
Подводя итоги вышесказанному, необходимо заметить, что ученик не может обладать всеми перечисленными выше характеристиками логической культуры в их полном развитии. Понятие логическая культура очень многогранно. Проблему формирования логической культуры у школьников нельзя решить вдруг, это достижимо в результате комплексного «образования-воспитания», составляющего каркас общей культуры. Задача педагогов в том, чтобы, формируя логическую культуру у своих воспитанников, выработать у них систему качеств, которые в совокупности будут выражать сформированность целостной личности.
Рис. 2. Формирование логической культуры школьников
Новое в образовании:
Роль туризма в экологическом воспитании школьников
Руководители школьных экологических кружков (педагоги дополнительною образования) обычно работают по типовым, индивидуальным и учебно-творческим программам. В туристической обучающей деятельности можно выделить ее основные виды: – ориентирование; – туристское многоборье, – техника туризма Также, ор ...
Анализ программ и методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у
детей с нарушениями речи
Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учащимися школьной программой, а письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, о ...
Теоретические основы обучения учащихся прикладным
художественным работам: история
На основе изучения психолого-педагогической, научно-методической искусствоведческой литературы определяются дидактические возможности использования декоративно-прикладного искусства и прикладных художественных работ в трудовом обучении учащихся. Основополагающее значение для теоретико-методологичес ...