Сравнительный анализ сущности и структуры понятия «логическая культура»

Педагогика сегодня » Формирование логической культуры мышления у младших школьников на уроках информатики » Сравнительный анализ сущности и структуры понятия «логическая культура»

Страница 3

– формально-логических принципов, служащих исходным пунктом не только познания собственно логической проблематики, но и реализации требований логики в практической деятельности: принцип отражения действительности абстрактным мышлением; принцип познаваемости логических связей; принцип однозначности; принцип предметности и др.;

– основных и не основных формально-логических законов;

– форм абстрактного мышления - понятий, суждений, умозаключений, гипотез и др.;

– методов познания и выявления логических связей, имеющих формально-логическую природу: дедукции, популярной и научной индукции, аналогии, сравнения, анализа, синтеза и т.д.;

– логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и т.д.;

– логических операций: обобщения, ограничения, определения и деления понятий, преобразования суждений и др.;

– совокупности многочисленных правили требований, вытекающих из формально-логических законов, из структуры мысли, методов построения рассуждений: правил оперирования понятиями, правил соотношения основных видов суждений по истинности и ложности, правил силлогизма и др.;

– средств, приемов и способов обеспечения доказательности и убедительности теоретических положений и практики, профессиональной речи;

– предостережений от возможных логических ошибок преднамеренного (софистического) или непреднамеренного (паралогического) характера: «подмены тезиса», «порочный круг», «мнимого следования», «после этого, значит, по причине этого», «от сказанного с условием к сказанному безусловно», «поспешности обобщения» и т.п.

Е.В. Яковлева предлагает следующее определение: логическая культура – это элемент общей культуры личности, который проявляется в знании законов, методов и форм формальной и диалектической логики, в умении человека логически правильно, опираясь на эти законы, формы и методы рассуждать, давать определения понятиям, оперировать понятиями, делать умозаключения, доказательные выводы, оперировать гипотезами, раскрывать противоречия, а также систематизировать и классифицировать в определённую систему имеющиеся знания.

Согласно ее концепции формирование логического мышления у школьников идёт в двух направлениях – на основе житейской практики, в процессе которой формируется житейская логика, и посредством образования.

Подводя итоги вышесказанному, необходимо заметить, что ученик не может обладать всеми перечисленными выше характеристиками логической культуры в их полном развитии. Понятие логическая культура очень многогранно. Проблему формирования логической культуры у школьников нельзя решить вдруг, это достижимо в результате комплексного «образования-воспитания», составляющего каркас общей культуры. Задача педагогов в том, чтобы, формируя логическую культуру у своих воспитанников, выработать у них систему качеств, которые в совокупности будут выражать сформированность целостной личности.

Рис. 2. Формирование логической культуры школьников

Страницы: 1 2 3 


Новое в образовании:

Значение предметно-практической деятельности в коррекционной системе обучения детей с нарушением слуха
В 1972 году все школы перешли на новые программы с использованием ППД. К этому времени под руководством С.А. Зыкова были созданы методические пособия, разработки уроков по ППО, велась работа по созданию учебников нового поколения. К настоящему времени собран большой материал по методике и организац ...

Анализ программы подвижных игр в комплексной программе физического воспитания начальной школы
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и умений. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное в ...

Предпосылки развития письменной речи в онтогенезе
Письмо – результат длительной эволюции попыток человека выразить свою мысль не сиюминутно, а продлить ее во времени. В самом начале этого пути человек рисовал то, что хотел сообщить. Затем появились более условные способы: картинка-схема, узелковое письмо, клинопись, иероглифы и, наконец, буквы. Че ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru