Сравнительный анализ сущности и структуры понятия «логическая культура»

Педагогика сегодня » Формирование логической культуры мышления у младших школьников на уроках информатики » Сравнительный анализ сущности и структуры понятия «логическая культура»

Страница 2

Здесь содержится исходное противоречие, связанное с пониманием того, что в психологической литературе сохраняется противопоставление логического мышления и творчества, которое дает основание сделать вывод о том, что это определение не отражает правильно сущностную характеристику логической культуры.

По мнению А. Муранова, «логическая культура (культура мышления) – это совокупность способов обработки информации, которые включают в себя формирование алгоритмического, абстрактно-логического, интуитивного и творческого мышления, а также приёмы организации мыследеятельности». Это определение на наш взгляд не проясняет, а затуманивает решение данного вопроса.

Рассматривая такой компонент культуры, как логичность, советский логик В.И. Свинцов пишет: «В общем виде под логической культурой личности (индивидуальной логикой) следует, видимо, понимать более или менее развитые способности осуществлять такие действия как умозаключение, доказательство, классификация и т.д. – способности, оцениваемые мерой соответствия указанных действий определенным критериям логической строгости». С этим определением частично можно согласиться. Однако мы солидарны с замечанием А.Х. Касымжанова и А.Ж. Кельбуганова, о том, что «требования, предъявляемые к современной культуре мышления, не сводятся только к логической строгости рассуждений, так как логическая строгость рассуждений имеет смысл только тогда, когда речь идёт о правильном, объективном познании мира».

В отличие от всех перечисленных выше определений, Е.А. Иванов, рассматривая понятие «логическая культура», пытается перейти к структуре этого качества и приводит следующее определение: «Логическая культура – это культура мышления, проявляющаяся в культуре письменной и устной речи. Она включает: а) определенную совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности, её формах и законах; б) умение использовать эти знания в практике мышления – оперировать понятиями, правильно производить те или иные логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать и опровергать; в) навыки анализа мыслей – как своих собственных, так и чужих, с тем чтобы выработать наиболее рациональные способы рассуждения, предотвращать логические ошибки, а если они допущены, находить и устранять их». В рамках рассматриваемого контекста особый интерес представляет точка зрения кандидата философских наук И.В. Демидова: «Логическая культура личности – это духовное образование, характеризующее меру ее социального развития с точки зрения степени освоения логического знания, норм и принципов логики, а также умений и устойчивых навыков их использования для решения актуальных познавательных и практических задач». При этом он схематично приводит и структуру логической культуры (рисунок 1).

Логическая культура

Рис. 1. Структура логической культуры

Здесь под культурой абстрактно-логического мышления И.В. Демидов понимает меру развития сознания человека как субъекта творческой преобразующей деятельности, рассматриваемой со стороны его мыслительных возможностей и выражающиеся в способности диалектически верно и логически правильно отражать окружающуюся действительность средствами мышления. Следует заметить, что культура абстрактно-логического мышления является важным компонентом фундамента логической культуры и включает:

– развитую совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности и ее формах, усиливающих мировоззренческую и методологическую позицию логического решения наиболее типичных проблем, возникающих в практической деятельности;

– умение использовать эти знания в процессе мышления;

– устойчивые навыки формирования стройной и убедительной мысли, обеспечения надежного самоконтроля в ходе рассуждения.

Содержание культуры абстрактно-логического мышления проявляется не только в логически правильном мыслительном процессе, но и в адекватном диалектическом отражении действительности. Поэтому в приведенной выше схеме структурными элементами абстрактно-логического мышления выступают объективно-диалектическая и формально-логическая культура мышления. По мнению И.В. Демидова, содержательную основу формально-логической культуры составляют знание и умелое применение следующих компонентов:

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Формы общения педагога с родителями в ДОУ
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллекти ...

Понятие и сущность народной педагогики
В этой главе моей работы речь пойдёт о таком понятии как народная педагогика. О русских культурных традициях и их роли в гражданском воспитания дошкольников. Но для начала, я считаю целесообразном – ввести такое в понятие как “народная педагогика”. Так что же такое народная педагогика? Недавно на о ...

Время как фактор успешности учения
Какое влияние оказывает время на успешность учебы школьников? Для педагогов такая постановка нова. Мы все больше имели дело со временем социальным, внешним по отношению ко внутреннему, определяющему познавательный процесс ребенка, и потому соотносили его с деятельностью педагогов и учением. В этом ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru