Структура биологических знаний

Страница 2

В истории отечественной школы сложилась традиционная система последовательного изучения биологического материала по объектам живой природы: растения, животные, организм человека и обобщающего курса общей биологии, раскрывающего закономерности природы на разных уровнях ее организации.

Сложившееся в средней школе распределение учебных материалов по курсам биологии и последовательное расположение их в этом предмете (от изучения растений к изучению животных, затем человека, общебиологических процессов и явлений живой природы) в методике обучения биологии считается педагогически целесообразной структурой общего биологического образования школьников.

Установленная система курсов на протяжении многих лет сохранялась в указанной выше последовательности при установившейся единой структуре содержания предмета по годам его изучения:

- растения, бактерии, грибы, лишайники – 6 и первая половина 7 класса (115 ч);

- животные – конец 7 и весь 8 класс (91 ч);

- человек и его здоровье – 9 класс (68 ч);

- общая биология – 10 – 11 классы (94 ч).

Такая структура предмета "Биология" была определена в 1965 г. В это же время школа получила новую программу, созданную авторским коллективом под руководством Ю.И. Полянского.

Однако в настоящее время в разных авторских программах эта структура предмета биологии представлена иначе. В одних программах (авторские коллективы под руководством И.Н. Пономаревой, В.В. Пасечника и А.И. Никишова) сохранена та же последовательность учебных курсов, но изменены сроки их изучения. Все учебные курсы по программам основной школы изучаются в течение лишь одного учебного года (68 ч):

- растения, бактерии, грибы и лишайники (6 кл.);

- животные (7 кл.);

- человек (8 кл.);

- общебиологические закономерности и явления (соответственно курсы "Основы общей биологии" и "Введение в общую биологию и экологию") (9 кл.).

В других авторских программах (авторский коллектив под руководством В.И. Сивоглазова) основной уровень биологического образования также завешается в 9 классе изучением общебиологического материала (курс "Биология. Общие закономерности"). Но в 6 классе изучается курс "Живой организм" с привлечением одновременно материалов о растениях, животных и микроорганизмах, в 7 классе – "Многообразие организмов", в 8 классе, как и в других программах, - "Человек".

Имеются и другие варианты структуры содержания биологического образования в виде интегрированных курсов для естествознания 5 – 7 классов и биологии для 8 – 10 классов (авторский коллектив под руководством А.Г. Хрипковой и А.Н. Мягковой); в виде построения курсов по областям биологической науки (авторский коллектив под руководством М.Б. Беркинблита):

- "Введение в биологию" (6 кл.);

- "Флора" (7 кл.);

- "Зоология" (8 кл.);

- "Общая биология" в 2 частях (10 кл.).

Для вспомогательной школы характерна следующая структура:

Природоведение.

6 класс – "Неживая природа" (72 ч):

- понятие о неживой природе (7 ч);

- вода (17 ч);

- воздух (12 ч);

- полезные ископаемые (14 ч);

- металлы (4 ч);

- почва (18 ч).

Биология.

7 класс – "Растения и грибы" (72 ч):

- введение (1ч);

- общие сведения о растениях (4ч);

- строение и жизнедеятельность цветочных растений (20 ч);

- дикорастущие растения (15 ч);

- культурные растения (32 ч).

8 класс – "Животные" (72 ч):

- общие сведения о животном мире (5 ч);

- беспозвоночные животные (15 ч);

- позвоночные животные (52 ч).

9 класс – "Человек" (72 ч):

- введение (2 ч);

- общее знакомство с организмом человека (4 ч);

- опора тела и движение (16 ч);

- кровь и кровообращение (8 ч);

- дыхание (7 ч);

- питание и пищеварение (10 ч);

- обмен веществ и энергии (2 ч);

- выделение (2 ч);

- кожа (5 ч);

- нервная система (6 ч);

- органы чувств (7 ч);

- индивидуальное развитие организма (3 ч).

10 класс – "Природа и человек" (36 ч):

- введение (2 ч);

- природные богатства (4 ч);

- природные сообщества (экологические системы) (8 ч);

- круговорот веществ в природе (4 ч);

- природа Беларуси (4 ч);

- экология –наука о доме (4 ч);

- экология человека (6 ч);

- "Природе нужна твоя помощь" (4 ч) .

Роль естествознания в жизни человека трудно переоценить. Оно является основой всех видов жизнеобеспечения — физиологического, технического, энергетического. Кроме того, естествознание служит теоретической основой промышленности и сельского хозяйства, всех технологий, различных видов производства. Тем самым оно выступает важнейшим элементом культуры человечества, одним из существенных показателей уровня цивилизации.

Страницы: 1 2 


Новое в образовании:

Начальное образование
Начальное образование является преимущественно интуитивным и практическим. «Интуитивным в том смысле, что оно базируется, прежде всего, на естественном здравом смысле, на силе очевидности, на врожденной способности человеческого разума схватывать если не все истины, то, во всяком случае, наиболее п ...

Какие примеры используются в процессе воспитания
В процессе воспитания используются самые разнообразные примеры. 1. Это прежде всего лучшие эпизоды из жизни и деятельности известных людей – ученых, писателей, общественных деятелей и т.д. Школьников увлекают и вызывают глубокое уважение научные свершения Н.И. Лобаческого, Д.И. Менделеева, К.Э. Цио ...

Анализ видов загрязнения биосферы и атмосферы
В настоящее время хозяйственная деятельность человека всё чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду всё больше попадают газообразные, жидкие и твёрдые отходы производств. Разные химические вещества находятся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru