Структура биологических знаний

Страница 1

Биология (греч.bios ,— жизнь, logos— учение, наука) — наука о живой природе. Термин "биология" впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г.Р. Тревиранусом .

Биология – наука о жизни, ее формах и закономерностях развития.

Учение о живой природе является частью человеческой культуры. Значительна роль биологии в формировании мировоззрения, в осознании человеком своей роли в окружающем мире. Изучение биологии формирует научное мышление каждого человека и помогает в познании окружающего мира. Развитие биологии обусловлено как интересами практики, так и потребностями всего общества (проблемы медицины, задачи сельскохозяйственного воспроизводства и т.д.).

Биология XX века характеризуется определенными тенденциями в познании явлений жизни — это, во-первых, изучение живых объектов на различных уровнях организации: молекулярном, клеточном, организменном и популяционном. Во-вторых, стремление к изучению живой природы в целом, на всех уровнях ее организации (эволюция, систематика). Учение В.И. Вернадского о связях живых организмов с неживой природой (учение о биосфере) показывает масштабы деятельности человека и предупреждает об опасности бездумного отношения к природе (биосфере).

Стремление человека к познанию окружающего мира выражается в различных формах, способах и направлениях исследовательской деятельности. Каждая из основных частей объективного мира – природа, общество и человек – изучается своими отдельными науками. Совокупность научных знаний о природе формируется естествознанием. Термин "естествознание" происходит от соединения двух слов: "естество", что означает природа, и "знание", т.е. знание о природе.

Существуют два широко распространенных представления о предмете естествознания:

естествознание – это наука о Природе как единой целостности;

естествознание – совокупность наук о Природе, рассматриваемой как целое.

В современной науке биология определяется как совокупность наук о живой природе, о многообразии существовавших и существующих живых организмов, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и неживой природой.

Также биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах – это обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т. д.

В настоящее время различают несколько структурно-функциональных уровней организации и изучения жизненных явлений:

- молекулярный – исследуется роль биологически важных молекул в жизнедеятельности организмов;

- клеточный – предусматривает изучение структурной организации клетки;

- организменный – изучает процессы и явления, происходящие в особи (организме);

- популяционно-видовой – изучение состава и динамики популяции;

- экосистемный – изучает взаимоотношения организма и среды .

В массовой школе изучаются отдельные естественные науки — физика, химия, биология, география, астрономия.

Структуру биологии как науки можно рассматривать с точки зрения объектов, свойств, уровней организации живого, основных этапов и биологических парадигм.

По объектам исследования биологию подразделяют на вирусологию, бактериологию, ботанику, зоологию, антропологию.

По свойствам и проявлениям живого существует следующая классификация биологических дисциплин: эмбриология – наука, изучающая зародышевое (эмбриональное) развитие организмов; физиология – наука о функционировании организмов; морфология – наука о строении живых организмов; молекулярная биология – наука об образе жизни сообществ растительного и животного мира, их взаимосвязях с окружающей средой; генетика – наука о наследственности и изменчивости.

По уровню организации живых организмов выделяют: анатомию – науку о макроскопическом строении животных и человека; гистологию – науку о строении тканей; цитологию – науку о строении живых клеток.

Отдельно выделяют науки о развитии живой материи:

- биологию развития – изучает закономерности индивидуального развития организмов;

- эволюционную теорию – комплекс знаний об историческом развитии живой природы;

- палеонтологию – изучает историю жизни по остаткам живых организмов;

- экологию – изучает образ жизни растений и животных в их взаимосвязи с условиями окружающей среды.

Структурные уровни организации жизни чрезвычайно многообразны, но при этом основными являются молекулярный, клеточный, онтогенетический, популяционно-видовой, биоценотический, биогеоценотический и биосферный.

Естественно, такая классификация биологических наук в значительной степени условна и не дает представления обо всем многообразии биологических дисциплин.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Работа с компьютером в классе и ее эффективность для изучения немецкого языка
Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реального действия лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. При этом компьютерные игры не должны заменять обычные, а дополнять их, обогащая педагогический проц ...

Форма организации обучения как дидактическая категория
Различают формы организации обучения, формы обучения, формы учебной работы, формы теоретического и производственного обучения, формы образования, формы самообразования, формы повышения квалификации, формы подготовки специалистов и др. Довольно распространены такие ситуации, когда под разными назван ...

В. Катаев. Цветик-семицветик
… Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный – сразу видно, что не драчун, - и Жене захотелось с ним познакомиться… - Мальчик, мальчик, как тебя зовут? - Витя. А тебя как? - Женя. Д ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru