Биология (греч.bios ,— жизнь, logos— учение, наука) — наука о живой природе. Термин "биология" впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г.Р. Тревиранусом .
Биология – наука о жизни, ее формах и закономерностях развития.
Учение о живой природе является частью человеческой культуры. Значительна роль биологии в формировании мировоззрения, в осознании человеком своей роли в окружающем мире. Изучение биологии формирует научное мышление каждого человека и помогает в познании окружающего мира. Развитие биологии обусловлено как интересами практики, так и потребностями всего общества (проблемы медицины, задачи сельскохозяйственного воспроизводства и т.д.).
Биология XX века характеризуется определенными тенденциями в познании явлений жизни — это, во-первых, изучение живых объектов на различных уровнях организации: молекулярном, клеточном, организменном и популяционном. Во-вторых, стремление к изучению живой природы в целом, на всех уровнях ее организации (эволюция, систематика). Учение В.И. Вернадского о связях живых организмов с неживой природой (учение о биосфере) показывает масштабы деятельности человека и предупреждает об опасности бездумного отношения к природе (биосфере).
Стремление человека к познанию окружающего мира выражается в различных формах, способах и направлениях исследовательской деятельности. Каждая из основных частей объективного мира – природа, общество и человек – изучается своими отдельными науками. Совокупность научных знаний о природе формируется естествознанием. Термин "естествознание" происходит от соединения двух слов: "естество", что означает природа, и "знание", т.е. знание о природе.
Существуют два широко распространенных представления о предмете естествознания:
естествознание – это наука о Природе как единой целостности;
естествознание – совокупность наук о Природе, рассматриваемой как целое.
В современной науке биология определяется как совокупность наук о живой природе, о многообразии существовавших и существующих живых организмов, их строении и функциях, происхождении, распространении и развитии, связях друг с другом и неживой природой.
Также биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах – это обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т. д.
В настоящее время различают несколько структурно-функциональных уровней организации и изучения жизненных явлений:
- молекулярный – исследуется роль биологически важных молекул в жизнедеятельности организмов;
- клеточный – предусматривает изучение структурной организации клетки;
- организменный – изучает процессы и явления, происходящие в особи (организме);
- популяционно-видовой – изучение состава и динамики популяции;
- экосистемный – изучает взаимоотношения организма и среды .
В массовой школе изучаются отдельные естественные науки — физика, химия, биология, география, астрономия.
Структуру биологии как науки можно рассматривать с точки зрения объектов, свойств, уровней организации живого, основных этапов и биологических парадигм.
По объектам исследования биологию подразделяют на вирусологию, бактериологию, ботанику, зоологию, антропологию.
По свойствам и проявлениям живого существует следующая классификация биологических дисциплин: эмбриология – наука, изучающая зародышевое (эмбриональное) развитие организмов; физиология – наука о функционировании организмов; морфология – наука о строении живых организмов; молекулярная биология – наука об образе жизни сообществ растительного и животного мира, их взаимосвязях с окружающей средой; генетика – наука о наследственности и изменчивости.
По уровню организации живых организмов выделяют: анатомию – науку о макроскопическом строении животных и человека; гистологию – науку о строении тканей; цитологию – науку о строении живых клеток.
Отдельно выделяют науки о развитии живой материи:
- биологию развития – изучает закономерности индивидуального развития организмов;
- эволюционную теорию – комплекс знаний об историческом развитии живой природы;
- палеонтологию – изучает историю жизни по остаткам живых организмов;
- экологию – изучает образ жизни растений и животных в их взаимосвязи с условиями окружающей среды.
Структурные уровни организации жизни чрезвычайно многообразны, но при этом основными являются молекулярный, клеточный, онтогенетический, популяционно-видовой, биоценотический, биогеоценотический и биосферный.
Естественно, такая классификация биологических наук в значительной степени условна и не дает представления обо всем многообразии биологических дисциплин.
Новое в образовании:
Подготовка, проведение экспериментальной работы
На основе анализа программ, учебного материала, научной литературы нами был сделан вывод о том, что при систематическом использовании на уроках географии межпредметные связи имеются большие возможности для повышения качества обучения. В порядке экспериментальной работы мы решили выявить уровень зна ...
Понятие коммуникативная компетентность
Наиболее часто формулируемая проблема заключается в несоответствии содержания современного образования «потребностям современной экономики и цивилизации». Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда. C.Е. Шишов связывает компетентностный по ...
Результаты констатирующего эксперимента и его анализ
Во время проведения эксперимента были изучены анкетные и анамнестические данные, неврологический статус, состояние интеллекта, слуха, зрения. При изучении общего анамнеза выяснилось, что возраст матери к моменту рождения ребенка у детей контрольной группы (русской национальности) 51% составлял до 2 ...