Психология групп

Педагогика сегодня » Психология групп

Страница 5

Почему воспитательные воздействия могут быть неэффективными?

Для того, чтобы ответить на вопрос об эффективности воспитательного воздействия и причинах ее нарушения необходимо обратиться к основным механизмам воздействия на ребенка.

Выделяют несколько основных механизмов воздействия на ребенка в процессе воспитания:

Убеждение - логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания учеников. Создание, усиление или изменение взглядов, оценок, установок.

Внушение - воздействие на сознание ученика.

Заражение - бессознательное подчинение группы воспитанников эмоциональному воздействию воспитателя.

Заражение осуществляется через передачу психологического настроя.

Подражание - способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспроизведения учениками опыта учителя, в частности его движений, манер, действий и т.д.

Если воспитатель хочет воспитать ребенка, то он должен привлечь его к деятельности, которая совершенствует окружающую ребенка среду. Если к такой деятельности ребенок не будет привлечен, то и воспитания в положительном смысле этого слова не будет.

Эффективность воспитания зависит:

1. От сложившихся воспитательных отношений.

2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть.

3. От соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) влияния на воспитанников.

Сам процесс воспитания динамичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. Воспитательный процесс развивается в соответствии с действующими причинами. Он изменяется в зависимости, например, от возрастных особенностей учеников, он становится иным в различных условиях и конкретных ситуациях. Бывает так, что одно и то же воспитательное средство в одних условиях оказывает сильное воздействие на воспитанников, а в других - самое незначительное.

На мой взгляд, любой метод, прием, не будет иметь нужного эффекта, если воспитатель не имеет в глазах воспитанника определенного веса и авторитета.

Также совершенно не имеют эффекта те мысли и убеждения, которых не придерживается сам воспитатель. Так, очень сложно будет убедить подростка, например, во вреде курения человеку с сигаретой в руке.

Если говорить о семейном воспитании, то известным является тот факт, что оно также не будет иметь положительного эффекта, если родители не солидарны и однозначны в своем мнении: отменяют принятые (собственные или друг друга) ранее нормы и правила.

Имеют свои принципиальные отличия и особенности методы и приемы воспитания мальчиков и девочек. Девочки, в силу своей восприимчивости и эмоциональности склонны к таким воздействиям как заражение, убеждение. Эти приемы, в свою очередь окажутся не эффективными в отношении мальчиков - для воздействия на которых более подходит наглядный пример, приведение личного опыта, доказательность и аргументированность в убеждении.

Кроме перечисленных выше фактов, эффективность применяемых воспитателем методов и приемов снижается, если он не правильно оценил ту или иную ситуацию, не учитывает возрастных, личностных особенностей воспитанников (характер, темперамент).

Страницы: 1 2 3 4 5 


Новое в образовании:

Лингвистические особенности лексико-грамматических категорий тюркских языков
Каждый язык имеет свои особенности, свою структурную специфику. Некоторые языки похожи между собой грамматически, другие же резко различаются. Татарский и русский языки принадлежат к разным типам языков, и это накладывает свой отпечаток при изучении татарского. По происхождению языки делят на семьи ...

Содержание и условия проведения эксперимента
На основе теоретических положений, выдвинутых в двух первых главах дипломной работы, был поставлен эксперимент на уроках английского языка в 6«л» классе, школы №37 г. Махачкалы. В эксперименте приняли участие 2 языковые группы количеством 7 человек каждая. Задачей эксперимента являлось проверить эф ...

Понятие о дизартрии
По определению М. А. Поваляевой, дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. По мнению Л. С. Волковой, ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органиче ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru