Учебная инструкционно-технологическая документация играет большую роль в производственном обучении. Необходимо, чтобы учащиеся с первых дней работы в мастерской приучались выполнять производственные задания по учебно-технологической документации. Для этого надо заблаговременно разработать инструкционные и инструкционно-технологические карты (на каждого учащегося).
Инструкционные и инструкционно-технологические карты содержат в сжатой форме сведения о характере выполняемого задания, требованиях к нему, материалах, инструментах, оборудовании и приспособлениях, трудовых операциях и их последовательности, а также о приемах организации труда, возможных ошибках и неполадках, способах их устранения. Объем этих сведений может быть различным в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
Располагая инструкционными и инструкционно-технологическими картами, учащиеся в ряде случаев могут обойтись без объяснений мастера. Поэтому мастер больше внимания уделяет выполнению ими отдельных операций, правильности применения новейших приемов работы, соблюдению правил безопасности труда. Кроме того, такие карты приучают учащихся самостоятельно выполнять работу, выбирая способы действий, определенную последовательность работы, необходимые инструменты, приспособления, оборудование. Основой для разработки учебных инструкционных и инсрукционно-технологических карт служат технологические карты, применяемые на базовом предприятии. Их несколько перерабатывают: укрупняют операции, дают технологические требования, описания обработки, перечисляют оборудование, на котором можно выполнить операцию различными способами, что приучает учащихся выбирать рациональные приемы обработки изделий.
Инструкционные карты выполняют на бланках. Как правило, они содержат эскизы переходов и наиболее удобны для учащихся. Инструкционные карты могут быть выполнены в виде описания порядка обработки деталей, т.е. как операционные. В этом случае не требуется ни специальных бланков, ни эскизов переходов. Операционные карты более сложны и в них отсутствуют эскизы переходов. По содержанию они могут быть разными, но в них обязательно указывается последовательность упражнений или работ и даются краткие указания о характере, особенностях и способах выполнения трудовых движений и трудовых приемов.
Применение инструкционно-технологических карт не освобождает мастера от контроля за действиями учащихся. Пока учащиеся самостоятельно выполняют работы, мастер может больше времени уделить индивидуальному инструктажу, выявить допускаемые ими неточности в выполнении отдельных трудовых приемов. С другой стороны, самостоятельное выполнение учащимися заданий при тщательно разработанных инструкционно-технологических картах.
Новое в образовании:
Театрализованные технологии в дошкольном образовании
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности. Следовательно, надо строить всю педагогическую деятельнос ...
В. Катаев. Цветик-семицветик
… Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный – сразу видно, что не драчун, - и Жене захотелось с ним познакомиться… - Мальчик, мальчик, как тебя зовут? - Витя. А тебя как? - Женя. Д ...
Планирование производственного обучения
производственное обучение мастер учащийся профтехучилище Под планированием производственного обучения понимается система мер (мероприятий), направленных на создание условий, обеспечивающих качественную профессиональную практическую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональ ...