Нравственное воспитание ребенка

Педагогика сегодня » Основы семейного воспитания » Нравственное воспитание ребенка

Страница 1

Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание.

Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться этим идеалом.

В.А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В.А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, который формирует нравственный мир ребенка.

Нравственный мир личности включает в себя три уровня:

1.мотивационно-побудительный;

2.эмоционально-чувственный;

3.рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред. Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.

Чувства – движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.

Чувства – источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.

Чувства – источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта. Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения. Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями. Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Понятие и классификация интерактивных досок
Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Интерактивная доска работает одновременно как монитор компьютера и как обычная доска. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы управлять приложениями, запущенными на ...

Общая характеристика игровой деятельности
Часто говорят, что ребёнок играет, когда он, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно, если это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребёнок под ...

Методические элементы введения комбинаторики
Предлагаемый материал рекомендуется изучать в конце VII класса, исходя из тех соображений, что к этому времени у школьников еще свежи арифметические знания, сохранилась память о предметных действиях, но уже стало очевидным влияние алгебраических и геометрических знаний, т.е. наблюдается стремление ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru