В тех случаях, когда в качестве средства развития способностей учащихся к творческой деятельности используется техническое творчество, должна учитываться самостоятельная значимость деятельности на всех этапах творческого процесса. По существу, самостоятельная деятельность учащихся является концентрированным выражением репродуктивных и творческих элементов деятельности, осуществляемой под руководством педагога. Поэтому нельзя не согласиться с тем, что эффективность обучения во многом зависит от умения педагога включить оптимальное сочетание репродуктивных и творческих элементов в деятельность ученика при непременном условии, что именно творческая деятельность может я должна стать в учении ведущей по своему значению, включая и те случаи, когда она представлена лишь в самом незначительном объеме.
Подготовку учащихся к деятельности на любом этапе творческого процесса следует рассматривать в качестве самостоятельной цели педагогической работы, что открывает дополнительные методические возможности как для вовлечения учащихся в техническое творчество, так и для его осуществления. Следовательно, связь отдельных частей творческого процесса с полным циклом творческой деятельности создает дополнительные возможности использования их в качестве самостоятельных компонентов в педагогической работе по развитию технического творчества учащихся.
В техническом творчестве взрослых, прежде чем получить право на жизнь, творческое решение держит экзамен перед накопленным в течение столетий коллективным опытом человечества. Для учащихся это необязательно. Достаточно, чтобы результат творческого решения был нов для самого ученика. Он сопоставляется лишь с его индивидуальным опытом, приобретаемым в процессе обучения (знаниями, умениями, навыками) и практическим опытом в творческой деятельности. При таком понимании новизны возможности технического творчества значительно расширяются. Творческой становится деятельность, продукт которой может быть давно известен всем, за исключением того, кто его получает. То же самое можно сказать и о способах получения этого продукта. По наблюдениям многих педагогов творчество подростков и творчество взрослых имеет одну физиолого-педагогическую основу, характеризуется одинаковыми стадиями протекания, активностью и напряжением. Для осуществления творческой деятельности и учащихся и взрослых необходимо становление и проявление качеств личности, свойственных изобретателям и рационализаторам.
Таким образом, получая продукт, обладающий даже субъективной новизной, учащийся развивает свои способности к творческой деятельности. Этоподтверждает положение о том, что основной целью технического творчества учащихся является развитие способностей к творческой деятельности. Однако данные утверждения справедливы лишь для процесса педагогического руководства техническим творчеством учащихся. Сами они не ставят перед собой в качестве цели развитие своих способностей к творчеству. Учащийся, который занимается техническим творчеством дома, самостоятельно. Его творческая деятельность вполне может охватывать полный цикл, начиная с этапа отражения потребности и постановки задачи и кончая этапом практического осуществления решения. Продукт, который стремится получить учащийся, выступает целью его деятельности и отвечает основным требованиям, предъявляемым к техническому творчеству учащихся, - значимостью или полезностью и субъективной новизной. Способности к технической творческой деятельности и остальные качества личности, необходимые для успешного творчества, выполняют роль средства получения результата. Их проявление и развитие есть результат творческой деятельности. Учащимся этот результат может не только не преследоваться, но даже и не предполагаться. И в условиях кружка учащийся по-прежнему стремится к созданию технического объекта. Однако в этом случае творчество становится средством педагогического процесса, в котором преследуется цель развития способностей подрастающего поколения. Это средство и реализует педагог, а не учащийся. Поскольку цели формирования технического творчества подростков, преследуемые в процессе обучения (т. е. под руководством педагога) и вне его, различны, необходимо разграничивать эти виды деятельности. Таким образом, понятие "техническое творчество учащихся" используется для характеристики двух различных процессов: 1) направления учебно-воспитательной работы с целью развития способностей учащихся к творчеству и 2) творческой деятельности учащихся по созданию технических объектов; поскольку эта деятельность может охватывать все этапы творческого процесса, то и определяется как техническое творчество. Под результатом творческой деятельности следует понимать не только технические объекты, но и определение способов их создания и усовершенствования, предложения по разработке технологических процессов или их элементов и т. п.
Новое в образовании:
Формы и методы индивидуализации в обучении
В учениях Инге Унт при использовании понятия "индивидуализация обучения” необходимо иметь в виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. Инге Унт считает, что в реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по сл ...
Предполагаемая критериальная система оценивания планируемого результата по
завершению межаттестационного периода
В основу критериальной системы оценивания будут положены следующие параметры измерения речевой активности детей раннего возраста: - выявление уровня понимания речи взрослого; - выявление понимания речи взрослого; - выявление объема активного и пассивного словаря; - выявление уровня активного словар ...
Общая характеристика игровой деятельности
Часто говорят, что ребёнок играет, когда он, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно, если это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребёнок под ...