Внеаудиторная деятельность, как часть воспитательного процесса

Педагогика сегодня » Проектирование внеаудиторной творческой деятельности учащихся » Внеаудиторная деятельность, как часть воспитательного процесса

Страница 2

Воспитание изучает изменения, которые происходят в личности подрастающего человека, закономерности и особенности формирования его характера, привычек, потребностей, мотивов и способов поведения, новых чувств и отношений, закономерности формирования его мировоззрения - всего того, что определяет выбор линии поведения человека в жизни, его отношение к обществу и к самому себе. В центре внимания психологии воспитания находится личность, ее связи с окружающей и формирующей ее средой.

Требование А. С. Макаренко, которое он рассматривал в качестве важного принципа воспитания: единство уважения к учащемуся и высокой требовательности к нему. Требовательность, хотя и не всегда целеустремленную и последовательную, мы в большинстве случаев к учащимся предъявляем. Что же касается, уважения личности учащегося - это еще не стало незыблемым принципом деятельности всех, без исключения, педагогов. Еще нередки случаи недоверия к подросткам, к их силам, их возможностям. Это выражается у иных воспитателей в авторитарном стиле руководства, в нажиме на учащихся, в подмене самоуправления игрой в него, а то и просто в педагогической бестактности, доходящей в отдельных случаях до унижения учащихся, оскорбления их.

Уважать учащегося - значит верить в него, Проявлять по отношению к нему максимум такта, видеть в нем человека, личность. У одних взрослых неуважение к ребенку, подростку свидетельствует об их низкой общей культуре, у других - о том, что в лице подростка они видят лишь объект педагогического воздействия, не играющий сколько-нибудь значительной активной роли в учебно-воспитательном процессе. Некоторые под личностью склонны понимать лишь социально зрелого, сформировавшегося взрослого человека.

Учащийся профтехучилища - это развивающаяся, социально еще не зрелая, но, вне всякого сомнения, личность. Его производственная деятельность и поведение в коллективе социально значимы. Он субъект общественного поведения в коллективе училища, субъект общественных коммуникаций, связей. И он носитель весьма развитого сознания, потому что его жизненный опыт не так уж мал, что нередко недооценивается взрослыми. И он заслуживает не меньшего уважения, чем социально зрелая личность.

Воспитание личности во внеаудиторной творческой деятельности невозможно без ее знания и понимания. Важнейшим условием эффективности воспитания является глубокое понимание личности воспитанника, его индивидуальных особенностей.

Особенности человека, его характер, социальная направленность определяются воспитанием и особенностями среды, в которой он живет и действует. В педагогической теории и практике это означает, что личности вне людей, вне коллектива нет и быть не может. Первый коллектив, в котором начинается формирование личности, - это семья ребенка. Сначала она одна играет решающую роль в его воспитании, потом начинает сотрудничать с детским учреждением - детским садом, школой, училищем, внешкольным учреждением. Если семья и учебное заведение действуют рука об руку, если семья благополучна, если учебное заведение - это, как принято говорить, коллектив единомышленников, положительный эффект воспитания будет налицо. При серьезных противоречиях между родителями, частых и глубоких конфликтах в семье, разногласиях между семьей и учебным заведением учащиеся не получают должного воспитания, возникает и углубляется педагогическая запущенность ребенка, которая в особо неблагоприятных условиях приводит его к правонарушению. Важнейшим стимулом действий и поведения человека являются его потребности - духовные и материальные.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Психолого-педагогические аспекты формирования ценностной сферы дошкольников
В современной психологии нет единого толкования термина «ценностные ориентации». Следует отметить, что не всеми авторами специально дифференцируются понятия «ценностные ориентации» и «ценность». Часто они отождествляются: для обозначения и ценностных ориентации, и ценностей используется термин «цен ...

Цели и содержание обучения диалогической речи
Согласно Программе обучения иностранным языкам в средней школе, учащиеся должны овладеть умением участвовать в общении с целью обмена информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения, т.е. владеть всеми типами микродиал ...

Стилизация творческого источника в современном костюме
Коллекции народного костюма, хранящиеся в музеях нашей страны, наглядно демонстрируют фантазию русских людей, их тонкий художественный вкус, изобретательность и мастерство. Безусловно, это стало возможным только благодаря многовековым традициям, бережно хранимым русским народом и передаваемым по на ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru