1) количество должно определяться с учетом бифуркации, то есть быть различным для ребят, занимающихся в туристских кружках и для остальной массы учащихся – для классного туризма;
2) каждая школа должна сама для себя определять количественную сторону туризма (и по количеству собственно походов. и по разнообразию культивируемых форм этой работы) с учетом трех таких условий:
– педагогической целесообразности;
– ученической потребности;
– учительской возможности.
Системное состояние туризма в школе характеризуется всеохватностью, регулярностью, бифуркацией, разнообразием форм и видов и самоорганизацией. Но оно никак не регламентирует его количественную сторону. Приемлемыми для всех школ страны, вероятно, могут быть нормы количества туризма в классах, содержащиеся в Положении о ТКР в школе, а именно – по 2–3 похода в год. При этой норме каждый ученик за время обучения в школе поучаствует в 27 одно-двухдневных походах. Такие нормы, может быть, чуть ниже возможных, но они средние и реально достижимые школой.
Объективно педагогический потенциал школьного туризма весьма велик. Однако на деле коэффициент полезного педагогического действия его зависит не столько от его «природных» свойств, сколько от подхода к нему организаторов, учителей, от их понимания, умения и опыта и этой области. В ретроспективе школа использовала далеко не весь воспитательный потенциал туризма. На практике и сейчас наблюдается много отклонений от оптимального для целей педагогики его использования. Особенно большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые обосновывались тем, что дают детям большой объем полезной информации и содействуют интернациональному воспитанию. Но при этом никак не использовался оздоровительный фактор туризма, его влияние на физическое и нравственное воспитание школьников. Значительное распространение получил и перегиб в сторону излишней спортивности туризма. Отдельные энтузиасты такого подхода к туризму допускают завышение спортивно-технической сложности походов (особенно по части веревок), устраивают «гонки» на маршруте, перегружают их количеством естественных препятствий. То же наблюдается при проведении соревнований юных туристов. Нередко такое увлечение спортивностью реализуется за счет снижения познавательного наполнения походов.
Снижает педагогическую значимость туризма и чрезмерная опека ребят в походе, когда учительница сама решает, по какому азимуту двигаться, какую кашу варить – вообще все вопросы жизни группы. Нередко учительница в походе сама варит пишу. сама раскладывает ее по мискам, ставит палатку, укладывает за ленивого его рюкзак, моет посуду и т.п. Такая заботливость и такое недоверие детям оборачиваются жирным педагогическим минусом в части привития школьникам разнообразных полезных навыков, воспитания трудолюбия, формировании философии труженика.
Еще одно отклонение – стремление к избыточной комфортности. Оно проявляется и в стремлении избежать активных форм перемещений, и в кулинарных излишествах походной кухни, и в перегрузке рюкзаков обилием предметов снаряжения, и в обеспечении слетов, турлагерей электроосвещением, телевидением, концертами профессиональных артистов, торговлей деликатесами и т.п.
Таким образом, школьный туризм сохраняет или теряет свои качества в зависимости от точки зрения учителя, от его подхода к туризму (его личной «концепции» школьного туризма). Чтобы избежать потерь, уменьшить их, надо коллективно выработать и внедрить в сознание учителей единый научно обоснованный подход к школьному туризму.
Новое в образовании:
Классификация речевых нарушений. Психолого-педагогическая
классификация нарушений слуховой функции у детей
Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы. Обычно выделяются группы со следующими нарушениями: фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и ме ...
Урок «игра-соревнование» «если вместе, если дружно»
Особенность этой игры – эстафетный характер заданий, когда от вклада каждого, от четкости взаимодействия зависит общий результат. Задачи: 1. Формирование дружного коллектива. 2. Развитие навыков взаимодействия 3. Развитие логического мышления и воображения, проверка элементарных математических навы ...
Исследование досуговых предпочтений детей г. Волгограда
Цель нашего исследования – выявить досуговые предпочтения учащихся школ г. Волгограда и проанализировать результаты проведённого нами социологического обследования. Анкетным опросом было охвачено 700 детей и 300 родителей г. Волгограда. В бюджете времени учащихся обычно выделяют учебное и внеучебно ...