Особенности школьного туризма

Страница 2

Помимо потребительского, школьный туризм имеет и педагогическое содержание. Оно заключается в его свойствах, дающих в руки учителя инструмент разностороннего воздействия на воспитанников. Сюда, во-первых, отнесем совершенно уникальные возможности для самого глубокого изучения личности каждого воспитанника, которые дает туризм. В походе, как на рентгене, ребенок виден насквозь, вся его жизнь там – быт, труд, преодоление трудностей и лишений, интеллектуальный процесс, коммуникабельность, ментальность, эмоциональность – все раскрывается до дна в живом общении. В обычной школьной жизни таких возможностей никогда не возникает. А доскональное знание воспитателем своих подопечных – непременное условие хорошей работы.

Во-вторых, туризм – отличная форма реализации краеведческого принципа в изучении основ наук. Никакая другая учебная или внеучебная деятельность не дает в такой мере возможность превратить множество отвлеченных, «книжных» знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.

И, в-третьих, если школа полномасштабно использует не только «потребление», но и «производство» туризма, то она получает возможность построить педагогический процесс на самой эффективной методике – коллективной творческой деятельности. Но это возможно лишь при условии приоритета самодеятельного туризма но отношению к плановому. Содержание ТКР в школе будет педагогически полноценным лишь тогда, когда вся эта работа построена на самоорганизации, то есть когда дети потребляют то, что сами производят.

Туристская работа (занятия туризмом) очень многообразна по формам: походы в разных видах туризма (пешие, лыжные и т.д.), разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности, местные и дальние, пешие и транспортные экскурсии, занятия в кружках, секциях, клубах, туристские слеты, сборы, разные виды туристских соревнований, семинары, конкурсы, конференции, выставки, праздники (вечера), турлагеря, музеи. В использовании форм ТКР отражается бифуркация туризма в школе: отдельные формы (например, занятия в кружках, участие в категорийных походах и пр.) используются только для больших любителей туризма, а другие формы (с соблюдением определенных норм) пригодны для классного туризма (например, одно-двухдневные походы, простейшие соревнования, семинары, местные экскурсии и т.п.).

Однако доминантой среди форм ТКР в школе является туристский поход, так как только походы в их собственном разнообразии видов обладают наиболее широким набором потребительских свойств и с педагогической точки зрения являются наиболее комплексным средством воспитательного воздействия. Только в этой форме ТКР наиболее полно реализуется то, что может извлечь из нее и школьник и педагог. Обязательной чертой всякого туристского похода является перемещение человека (группы) активным способом, то есть с помощью своей мускульной силы. Поход – ключевая форма ТКР. Без походов нет туризма в школе, и ничто другое не может служить их заменой. Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края. Невозможно, путешествуя, ничего не узнавать. Справедлив афоризм: «Туризм – это краеведение, но краеведение – это не туризм». Для организованного, культурного туризма прохождение намеченного маршрута является приоритетным. А для краеведения маршрут и способ передвижения не самоценны.

Для экологического воспитания характерно многоцелье, разнообразие форм и «завтрашних радостей». И это необходимо сохранять как в работе в целом, так и, в частности, для ее доминанты – похода. Не зря туристско-экологическую форму работы с детьми называют самым комплексным видом внеклассной воспитательной работы. Необходимо стремиться к использованию в школе всего многообразия форм туристских занятий детей, так как только при этом можно полнее удовлетворить разнообразные интересы детей, вовлечь наибольшее их количество в туризм, построить в школе так называемую систему ТКР. То же и в отношении походов: выделяя одну цель–задачу как главную, нельзя превращать её в единственную, нельзя упускать из виду другие цели. Это разрушило бы поход как педагогический комплекс, позволяющий разносторонне влиять на развитие ребенка. Потребительскую и педагогическую ценность туристского похода можно повысить только за счет наполнения его содержания разнообразными слагаемыми, а не путем усложнения отдельных компонентов за счет опущения других.

Представляется очевидным, что туризм в системе внеурочной экологического воспитания должен культивироваться абсолютно в каждой школе. Сошлюсь на авторитет доктора педагогических наук В.М. Коротова, на его тезис: «Школа, в которой не ведется туристско-краеведческая работа с учащимися, – это школа не современная, ущербная». Каково должно быть количество туризма в школе? Два определенных заключения можно сделать как бесспорные:

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Особенности религиозного воспитания детей в казахской семье
Религиозные представления и духовная жизнь детей - ещё одни важный компонент детской субкультуры. Детская духовная жизнь представляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка, которая чаще сего скрыта от внешнего наблюдателя. Исследователи отмечают особую мифологичность детского созн ...

Сжатый пересказ как средство развития мыслительных процессов учащихся общеобразовательной школы
Исследования И.Д.Тихомирова, М.И. Омороковой, И.И. Срезневского, З.Д. Кочаровской, М.Р. Львова и др. были посвящены проблемам обучения сжатому пересказу учащихся общеобразовательной школы. Все исследователи склоняются к мнению о том, что излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко кон ...

Русский народный костюм, как источник творчества в моделировании одежды
Одним из самых продуктивных источников возникновения новых форм одежды является костюм прошлых эпох, городской и сельский. Сельский крестьянский костюм называют народным. Под этим названием лучшие образцы крестьянского костюма находятся в качестве экспонатов в музеях. Художники-модельеры всех стран ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru