Развитие звукопроизношения в норме у детей в онтогенезе

Педагогика сегодня » Особенности звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии » Развитие звукопроизношения в норме у детей в онтогенезе

Страница 3

Таким образом, доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова. Развитие фонематической стороны речи тесно связано с развитием двигательной сферы, с совершенствованием работы периферического речевого аппарата.

Постепенно увеличивается количество произносимых звуков. Овладение звуками речи происходит в определенной онтогенетической последовательности: губные появляются раньше, чем язычные, взрывные – раньше, чем щелевые. Это объясняется тем, что произнести звук в момент размыкания органов речи намного проще, чем в течение некоторого времени держать их приближенными друг к другу для образования щели аффрикаты, необходимой для прохода воздушных струй; затем осваиваются аффрикаты и сонорные.

Условно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе можно представить следующим образом:

- к первому году – появляются смычки органов артикуляции;

- к полутора годам – появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель);

- после трех лет – появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка;

- к пяти годам – появляется возможность вибрации кончика языка.

По данным Л. В. Неймана, речь детей раннего возраста изобилует дефектами произношения. Характерными дефектами являются: 1) пропуски звуков и слогов («пять» вместо спать, «моко» вместо молоко); 2) замена одних звуков другими («ути» вместо уши, «тутла» вместо кукла); 3) перестановки звуков и слогов («талерка» вместо тарелка, «лябоко» вместо яблоко); 4) уподобление (ассимиляция) звуков («мамок» вместо замок).

Л. И. Белякова также отмечает, что первые слова, употребляемые ребенком в речи, характеризуются целым рядом особенностей. Одним и тем же словом ребенок может выражать чувства, желания и обозначать предмет («мама» - обращение, указание, просьба, жалоба). Слова могут выражать законченное целостное сообщение, и в этом отношении равняться предложению. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, дя-дя и т.д.). Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога.

Л. В. Нейман указывает, что лучше других детьми воспроизводятся ударный и начальный слоги, так как их легче всего воспринимают на слух. Наряду с расширением словаря, усвоением грамматических норм и уточнением слухового восприятия происходит постепенное совершенствование произношения. Работа речевого аппарата становится все более тонкой и дифференцированной. К 5-7 годам перечисленные выше дефекты произношения в большинстве случаев исчезают, и дети произносят все звуки речи правильно.

Таким образом, развитие звукопроизношения у детей в норме в онтогенезе проходит ряд последовательных этапов. Появлению первых слов ребенка предшествуют крик, гуление и лепет. На начальном этапе своего развития речь ребенка несовершенна и изобилует дефектами произношения. Однако, при нормальном развитии ребенка и полноценном речевом окружении эти дефекты постепенно исчезают и звуковая сторона языка в целом оказывается полностью сформированной к 4-5 годам жизни.

Страницы: 1 2 3 


Новое в образовании:

Методические рекомендации к проведению дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи
Игра является важным средством воспитания и развития познавательной активности детей. Игра содержит готовый замысел, который реализуется в игровых действиях и определяется целью игры, то есть для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта: 1. Познавательный, то ...

Обогащение коммуникативной компетентности подростков в психолого-педагогической теории и практике
Обогащение рассматривается как педагогическая стратегия предполагающая реализацию совокупности условий (форм, способов, приемов, средств, механизмов), обеспечивающих обогащение коммуникативной компетентности учащихся сельской школы. В Программе Ключевые компетенции 2000 (Oxford Cambridge and RSA Ex ...

Организация экспериментального исследования по трудовому воспитанию посредством предметно – практической деятельности
Цель исследования – изучить и раскрыть роль предметно практической деятельности как средства трудового воспитания глухих детей младшего школьного возраста. Объект исследования – трудовое воспитание глухих детей младшего школьного возраста. Предмет исследования – предметно – практическая деятельност ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru