Классификация компьютерных диагностических методик

Страница 3

Стимулы – вербальные стандартизированные, невербальные; ответы – закрытые, типа «Оценивание значения признака по заданной шкале».

Психодиагностические методики данного типа связаны с оценкой различных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой (например, «теплый – холодный», «сильный – слабый» и т.д.). Технология применения методик данного типа сопряжена с большим количеством вычислений, которые необходимы для реализации любого алгоритма из богатого арсенала алгоритмов анализа таблиц объект-признак. Поэтому психодиагиосту, желающему использовать ту или иную шкальную технику оценивания, компьютер будет служить эффективным подспорьем. В то же время интерпретация результатов подобного компьютерного анализа экспериментального материала трудно формализуема и основной акцент в такой интерпретации приходится на психодиагноста, который помимо своих профессиональных знаний должен хорошо представлять особенности алгоритмов выявления структуры многомерных данных. Расширение методик: указанного типа возможно с помощью компьютерного моделирования динамических объектов.

Стимулы – вербальные и невербальные индивидуально ориентированные, ответы – закрытые, типа «Оценивание значения признака».

Примером индивидуально ориентированного подхода к субъективному шкалированию является техника репертуарных решеток. В технике репертуарных решеток выявляются собственные, индивидуальные конструкты, создаваемые непосредственно в ходе обследования, поэтому она является гибким и тонким инструментом. Эти качества обусловливают значительную вовлеченность эксперта в процесс психодиагностики, и, хотя для эффективного использования техники репертуарных решеток совершенно необходима компьютерная поддержка методики, в самой процедуре обследования и интерпретации результатов акцент еще более смещается в сторону использования трудно формализуемых знаний и опыта эксперта – психодиагноста.

Стимулы – вербальные стандартизированные; ответы – открытые, типа «Дополнения».

Примером психодиагностических методик данного типа может служить методика завершения предложений или историй. Стандартизация рассматриваемых методик достигается путем отнесения произвольных ответов испытуемого к некоторому опорному множеству психологических категорий. Открытые опросники предполагают использование контент-анализа. Составление вычислительных программ для такого анализа является трудоемким делом. Поэтому компьютеризация данных методик проблематична. Здесь важно правильно оценить выигрыш, который может дать машинная обработка по сравнению с ручным анализом произвольных ответов.

Стимулы – невербальные статические; ответы – открытые, типа «Дополнения».

Показательным примером методики дополнения невербальных стимулов является рисуночный тест Вартегга. Стимульный материал этого теста состоит из 8 стандартных, ограниченных белым пространством графических знаков, расположенных на черном поле. Обследуемому необходимо в имеющемся пространстве выполнить рисунки с учетом изображенных знаков. При интерпретации результатов исходят из определенных свойств, приписываемых графическим знакам. Учитываются также содержание рисунков и их графическое исполнение.

Стимулы – вербальные стандартизированные; ответы – открытые, типа «Свободное конструирование».

Для психодиагностических методик, предполагающих ответы в форме свободного конструирования, стимулы могут быть самыми разнообразными как вербальными, так и невербальными. То же самое можно сказать и о виде ответов испытуемых – это могут быть рисунки на заданную тему, рассказы, интерпретации изображений и т.д. В данной группе методик основная доля приходится на проективные тесты.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е. Ф. Архиповой
Выше нами были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. Теперь рассмотрим более подробно методику, Е. Ф. Архиповой, которая предлагает следующую схему обследования: 1) изолированное произнесение; 2) в слогах разной структуры (8 модулей); 3) в ...

Мотивация орфографической работы
Чем взрослее школьник, тем более он руководствуется далекими целями учения: в частности, старшеклассники связывают правописание с перспективой успешно закончить школу, поступить в вуз, быть культурным человеком, обеспечить себе профессиональный успех. Младшие школьники могут осознавать и далекие це ...

Взаимовлияние образовательной среды на человека
Обширность образовательной среды педагогического университета предполагает, что она не исчерпывается системой факторов или условий, непосредственно связанных с процессом обучения. Очень важна та общая университетская среда, к которой относят традиции, морально-эмоциональный климат, атмосферу доброж ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru