Обучение и познание

Страница 1

В процессе обучения происходит развитие ребёнка. Исходя из этого, делается вывод, что основной задачей обучения является не сообщение ребёнку новых знаний, а развитие у него определенных способностей, то есть нужно научить ребёнка наблюдать, мыслить, анализировать увиденное. Кроме того, определённые способности детей, характеризующие познание, не только развиваются в процессе обучения, но и формируются.

Их развитие является не только предпосылкой, но и результатом освоения системы знаний. Существуют так же мотивы, побуждающие детей учиться. Для того, чтобы учащийся по настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося. Процесс обучения существенно зависит от характера конкретного учебного материала. Существенно изменяется характер процесса обучения и в зависимости от различных ступеней развития учащихся. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся является одним из основных принципов дидактики. Этот принцип в педагогике подчёркивали крупнейшие представители этой науки такие как: Я.А. Каменский, Ж. – Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др. Усвоение как знаний, так и навыков, вообще весь ход обучения существенно обусловлен теми специфическими отношениями, которые складываются у ученика в процессе обучения к учебному материалу, к учителю, к самому учению. Через обучение совершается и воспитание; обучение формирует не только те или иные способности, но и личность в целом.

В период обучения в школе обучение является основным видом деятельности, в которой формируется человек. При обучении учитель должен использовать различные методы, исходя из теории индивидуального подхода. В обучении я беру за основу метод поощерения. Я стараюсь чаще хвалить учеников за успешно выполненную работу. Эффект от этого метода таков, что даже те ученики, которые получают “3” на других предметах с большим трудом - работают на ровне со всеми, а иногда даже лучше. Дети должны поверить в себя, в свои силы, иначе обучение в их интересах доминировать не будет. При изучении нового материала и овладении новыми знаниями ученик усваивает прочно только то, что изучил сам собственным трудом. Я не хочу сказать, что любую тему нужно изучать только с точки зрения проблемного обучения, но важно то, что плотно усваивается то, что усваивается лучше тот материал, на котором ученики проявляли высокую мыслительную активность. Вряд ли когда – нибудь ученик овладеет какими – то научными знаниями, если они преподносятся ему уже в “готовом виде”. Не думаю, что можно научить решать какие – то проблемы, но можно научиться их решать.

Для начала, в изучении какой – либо темы нужно заинтересовать учеников. На моих уроках это сделать очень легко. Например, при изучении темы графического редактора я не объясняю сразу всю тему, а стараюсь максимально показать все возможности графического редактора. Детей, естественно, заинтересует это, а дальше они начнут изучать уже сами, основываясь на своей исследовательской деятельность. Теоретических знаний по этой теме, значит, нужно уже дать минимальное количество. Как писал А. Дистервег, что “Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит её находить”. Я вполне согласна с этим утверждением. При активизации познавательных интересов учеников необходимо направить исследовательскую деятельность учеников за пределы изучения курса. Этот приём важен для их самообразования и дальнейшего развития их интересов, хотя любая исследовательская работа должна проходить под непосредственным контролем учителя, но это не должно быть навязчиво для ученика. Учитель должен только направлять, помогать обобщать и систематизировать знания учеников, полученные самостоятельно. В проблемном обучении, на который делается непосредственный упор, существуют следующие приёмы :

1. Проблемная ситуация решается путём аналогии. Например при изучение темы “Системы счисления” решаются задачи на самостоятельной работе путём аналогии по решённым на уроке.

2. Проблемная ситуация решается индуктивным методом (вывод дети делают сами). Например, при изучении темы “Процессор как устройство обработки информации” я говорю только о главных функциях, которые выполняет процессор. Вывод из темы делают дети.

3. Дедуктивный метод (применение к изучению новой темы уже имеющихся знания).

4. Путь отыскания причин ( обусловлен то или иное явление, на основе проделанного опыта). Этот приём я использую при изучении темы “Графический редактор Paint”. Я не даю много теоретической информации, а предлагаю детям изучить самим возможности графического редактора.

5. Подчёркивание противоречивых положений. Например, при изучении темы Access и Excel очень много схожих моментов, но много и противоречивых, поэтому я не останавливаюсь на различиях, а подчёркиваю противоречия.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Анализ интегрированных уроков
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомо ...

Методика изложения теории вероятностей в школе
Различают традиционные и современные методы обучения. Традиционные методы направлены на обучение готовым знаниям, и учебная деятельность учащихся носит репродуктивный характер, и не способствует эффективному развитию. Внешне традиционный метод проявляется в хорошо известной форме, когда учитель изл ...

Методы и приемы школьного экологического воспитания
На первых этапах экологического воспитания наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru