Проблемы интеграции в процессе обучения

Страница 2

Создание интегрированных курсов названо одной из задач обновления содержания образования и методов обучения начальной школы. Обсуждение этой темы привело к выделению некоторых её аспектов:

1. Нужно ли вообще ставить вопрос об интегрированных курсах в школе?

Такие курсы в школе дело не новое. Литература включает помимо художественных литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика тоже сама по себе интегрированный предмет содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал.

2. Каковы пути реализации идеи интегрированного обучения?

Пока идёт поиск. Есть пути, которые возникают естественным образом. Это касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд. Общий предметом здесь народное творчество, искусство. Проект программы такого курса уже разработан. Методисты при разработке новых курсов должны действовать совместно с физиологами и психологами.

3. О чём нельзя забывать при разработке новых курсов для школы?

Вопрос об интеграции - не только вопрос о создании программ, но и об учебниках, об уроке. Однотипность уроков в нашей школе давно стала тормозом развивающего обучения. Создание новых курсов требует пересмотра учебного плана.

Учебный план - важнейший показатель достоинств или недостатков учебного процесса. Учебные планы общеобразовательной школы страдают недостатками. Главный из них - многопредметность, т.е. в школе существуют предметы, на которые отводится малое количество часов. Возникают трудности в организации учебного процесса. Результатом чего является недостаточное качество обучения.

Ликвидировать многопредметность можно за счёт интеграции учебных дисциплин. Создаются крупные учебные предметы или курсы с большим числом часов, что решает проблему нагрузки учителей, а также проблему учебного времени. Интегрирование даст экономию времени и рациональное его распределение.

При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность. Снимается проблема отношения учащихся ко "второстепенному" предмету, облегчает контроль, способствует формированию научной картины мира.

Интеграция учебных предметов перспективное средство совершенствования учебного плана и всей системы образования.

4.Когда возможна интеграция предметов?

Она предполагает выполнение трёх условий:

- объекты исследования должны совпадать или быть достаточно близкими;

- в интегрированных учебных предметах используются одинаковые, близкие методы исследования;

- интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.

«Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Общество нуждается в человеке-гражданине вне зависимости от того, из какой среды он вышел и кем собирается стать .

Педагогическую систему, отвечающую этим задачам, разработал академик Л.В.Занков вместе со своими учениками. Её цель – достижение оптимального общего развития каждого школьника в процессе усвоения им знаний, умений и навыков. Общее развитие Л.В.Занков понимал как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает как следствие взаимодействия ума, воли, чувств ребёнка, его нравственных представлений в их нерасчленённом единстве».

Л.В.Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории, заложенных ещё в начальной школе, невозможно воспитание в детях качеств человека-гражданина. Эти знания содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Специфика естествознания, географии и истории заключается, по словам Л.В. Занкова, в том, что « они создают условия многообразия психической деятельности, которые столь необходимы для его [ученика] общего развития, а значит, и для усвоения знаний и навыков по всем предметам».

Неприемлемым становится и обилие учебных предметов, особенно одночасовых, к которым относятся и естествознание, география, история.

Выделению курсов естествознания, географии и истории как самостоятельных не приемлемо поступающим в школу детям, воспринимающим мир слитно, нерасчленённо.

Решить эти проблемы помогает интегрированный курс, который представит детям широкую целостную картину мира с её внутренними взаимосвязями между различными областями знания – о природе, человеке, обществе в их историческом развитии.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Проблемы в типологии уроков немецкого языка
Во всём мире люди учат иностранные языки, чтобы иметь возможность общаться межу собой. От знаний иностранного языка зависят экономические, политические, туристические и другие связи. Без понимания народов соседних стран сложно развиваться в целом, как государству в целом, так и гражданину в частнос ...

Место и роль выбранной темы в учебном плане подготовке специалистов
Образовательная программа, представляет собой нормативно - констатирующий документ, проектирующий содержание, ход и результаты образовательного процесса. Ответственность за качество реализации образовательной программы несет, прежде всего, сам педагог. Такую ответственность за качество решения пост ...

Нравственное воспитание ребенка
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому сод ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru