Освоение студентами навыков научно-методической деятельности

Педагогика сегодня » Подготовка кадров в области физической культуры и спорта в Республике Беларусь » Освоение студентами навыков научно-методической деятельности

Страница 1

В новых условиях работы высшей школы все студенты должны активно участвовать в научно-методической деятельности, рассматривая ее как необходимое звено успешной подготовки к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Этим продиктовано включение в по специальности "Физическая культура" учебной дисциплины "Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте". При тесной взаимосвязи ПФСС с этой дисциплиной у студента к окончанию обучения в вузе формируется целостное представление о научно-методической деятельности и ее месте в становлении профессионализма после окончания вуза - в процессе практической работы.

Определение направления научного исследования или методической работы конкретизируется при выборе темы работы. Основное место здесь занимают курсовые и выпускные квалификационные работы. Это ответственный этап: приступать к работе можно только тогда, когда студент ясно и отчетливо видит ее тему. При выборе темы из числа предложенных кафедрой студент учитывает свои интересы и уровень подготовленности, эрудиции в данном вопросе, наличие условий для успешного выполнения, например, экспериментальной части исследования, возможности проведения наблюдений на соревнованиях крупного масштаба и т.п. Он может внести коррективы в формулировку рекомендованных кафедрой тем или обоснованно предложить свою тему. Затем студент с научным руководителем после обсуждения и уточнения представляют тему для утверждения на кафедре. После утверждения темы составляется детальный план работы. Тема должна быть актуальной. Признаком актуальности темы служит ее связь с приоритетными направлениями научных исследований в области физического воспитания, спорта, избранного вида спорта.

Научная работа должна иметь определенные границы, установленный круг задач, что позволяет конкретизировать область исследования. Задачи отражают предмет исследования. Количество задач зависит от характера научной работы, их не должно быть много. По каждой поставленной задаче приводится доказательный материал, который отражается в выводах.

Успех научной работы во многом зависит от выбора методов исследования. Подбор методов определяется поставленными в работе задачами. Для каждого исследования обязательны изучение и анализ литературных данных, документации, практического опыта. Во многих исследованиях применяется педагогическое наблюдение (в процессе соревновательной или тренировочной деятельности спортсменов), тестирование физической, технической подготовленности. Важное место в исследованиях по проблемам обучения технике, тактике, построения тренировки и др. занимает педагогический эксперимент, который является основным "инструментом" решения задач во многих работах. В зависимости от характера работы применяется тот или иной вид эксперимента: констатирующий, формирующий (преобразующий) — в естественных или лабораторных условиях. Для обработки полученных данных используются методы математической статистики.

На начальном этапе разрабатывается гипотеза исследования (рабочая гипотеза), в которой выдвигается предположение о возможных конечных результатах научной работы. Гипотеза позволяет определять пути реализации теоретических предпосылок, придерживаться основной линии, не отвлекаясь на побочные факторы и др. При разработке гипотезы исследователь опирается на результаты анализа специальной литературы и спортивной практики, результаты научных исследований других авторов, собственную эрудицию и интуицию.

Умение работать с литературными источниками имеет значение не только в период обучения в вузе: это необходимое условие становления профессионализма специалиста в процессе трудовой деятельности. Изучаются фундаментальные работы, особенно новые, а также статьи в журналах; поиск нужных статей начинается с изучения их перечня, приводимого в последнем номере за год. Основные мысли авторов работ конспектируются, наиболее ценные выписываются в виде цитат. Литературные данные анализируются, осмысливаются, сопоставляются и оцениваются изложенные в них положения. Обязательны точные ссылки на источники, излагать чужие мысли без ссылок на автора недопустимо. Надо постоянно пользоваться справочной литературой, нельзя оставлять невыясненным незнакомое, непонятное слово. Очень важно освоить навыки работы в библиотеках. Большинство тем предполагает изучение физического развития, физической, технической, тактической подготовленности юных или квалифицированных спортсменов, разработку вопросов методики обучения, построения тренировки и т.д. Вся эта работа связана со сбором фактического материала, его математической обработкой, анализом полученных данных и на этой основе подготовкой обобщений, заключений и выводов. В работе конкретно указываются избранные методы исследования, условия его проведения, характеристика испытуемых, способы обработки полученных данных. Следует определить и подготовить иллюстративный материал (таблицы, рисунки и др.). На завершающем этапе научная работа оформляется в соответствии с установленными требованиями, а затем, отпечатанная и выверенная, представляется руководителю на кафедру. За период обучения в вузе студент должен систематически выступать с докладами на научно-практических конференциях и участвовать в обсуждении докладов, в дискуссиях. Такая работа проводится в учебной группе, на курсе, лучшие доклады выносятся на вузовскую конференцию, из них отбирают доклады на другие конференции. Опыт участия в таких мероприятиях способствует более успешному формированию готовности студента к профессиональной деятельности после окончания вуза. В вопросах научно-методической деятельности следует руководствоваться программой и учебным пособием по дисциплине "Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте".

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе
Дифференцированный подход в обучении рассмотрен на примере МОУ СОШ №43 г. Тюмени. Изучался 3 "А" класс. Процесс организации учителем внутриклассной дифференциации в данном классе включает несколько этапов: 1. Проведение диагностики. 2. Распределение по группам с учетом диагностики. 3. Опр ...

Виды межпредметных связей
География обладает большими возможностями применения межпредметных: связей благодаря своему промежуточному положению. В педагогической науке выделены такие основные виды связей по общности: 1. научные факты, касающиеся одного и того же объекта изучения; 2. понятия, теории, законы; 3. способы деятел ...

Особенности патриотического воспитания на современном этапе
Воспитание детей и молодёжи в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru