В целом ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения.
Дети этого возраста становятся выносливее, сильнее, более активнее, но возникает эмоциональное перенапряжение и повышенная утомляемость. Противоречивость развития ребенка 6-ти лет можно сравнивать с возникающими противоречиями и сложностями в подростковом возрасте.
Старший дошкольный возраст благополучен для формирования самооценки ребенка. Это способствует улучшению умений сравнивать себя со сверстниками. Ребенок этого возраста рассматривает оценку взрослого как оценку себя в целом, поэтому использовать замечания и наказания в процессе обучения детей 6-7 лет можно очень редко. В противном случае у детей формируется заниженная самооценка, неуверенность в себе.
Часто ребенок в этом возрасте готов и хочет пойти в школу, так как смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он очень стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какой-либо ряд задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам жизни ребенка.
Дети этого возраста могут давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и тонко их различать, например, очень хорошо различают отрицательную окрашенность слова «экономный» и «жадный». Также могут совершать нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно отказаться от приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции у детей данного возраста становятся достаточно устойчивыми.
В этом возрасте у детей происходит расширение и углубление представлений о величине предметов, форме, цвете. Дошкольник может различать не только основные цвета, но и их оттенки.
То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника.
К концу дошкольного детства ребенок становится самостоятельным читателем. Его интерес к чтению становится все более и более устойчивым. В возрасте 6-7 лет ребенок воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире.
Дети данного возрастного периода проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, но помощь воспитателя им все еще нужна.
Все выше разобранные особенности можно систематизировать в таблицу:
Показатели |
3-4 |
4-5 |
5-6 |
6-7 |
Мышление |
Наглядно-образное |
Наглядно-образное |
Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического |
Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного |
Речь |
Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные |
Завершение стадии формирования активной речи, учится излагать мысли |
Формирование планирующей функции речи |
Развитие внутренней речи |
Произвольность познавательных процессов |
Внимание и память непроизвольные |
Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное внимание в игре |
Развитие целенаправленного запоминания |
Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения |
Физиологическая чувствительность |
Высокая чувствительность к физическому дискомфорту |
Уменьшение чувствительности к дискомфорту |
Уменьшение чувствительности к дискомфорту |
Индивидуально, у большинства низкая |
Объект познания |
Непосредствен -но окружающие предметы, их свойства и назначения |
Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые |
Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы |
Причинно-следственные связи между предметами и явлениями |
Способ познания |
Экспериментирование, конструирование |
Рассказы взрослого, конструирование |
общение со взрослыми, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование |
Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстником |
Условия успешности |
Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми |
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле |
Формы общения |
Ситуативно-деловое |
Внеситуативно-деловое |
Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное |
Внеситуативно-личностное |
Отношения со сверстником |
Мало интересен |
Интересен как партнер по сюжетной игре |
Углубление интереса как к партнеру по играм, так и предпочтение в общении |
Собеседник, партнер деятельности |
Отношения со взрослым |
Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству |
Источник информации |
Источник информации, собеседник |
Источник эмоциональной поддержки |
Наличие конфликтов со взрослыми |
Со взрослыми как продолжение («Я-сам») |
Отсутствует |
Отсутствует |
К 7 годам – кризис, смена социальной роли |
Эмоции |
Сильной модальности, резкие переключения |
Более ровные, старается контролировать |
Преобладание оптимистического настроения |
Развитие высших чувств |
Игровая деятельность |
Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие |
Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация |
Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения |
Длительные игровые объединения; умения согласовывать свое поведение в соответствии с ролью |
Новое в образовании:
Методика диагностики звукопроизношения у детей со стертой дизартрией по Е.
Ф. Архиповой
Выше нами были рассмотрены методики диагностики звукопроизношения детей со стертой дизартрией различных авторов. Теперь рассмотрим более подробно методику, Е. Ф. Архиповой, которая предлагает следующую схему обследования: 1) изолированное произнесение; 2) в слогах разной структуры (8 модулей); 3) в ...
Приемы, условия и средства предупреждения дисграфии у детей с нарушениями
речи
Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпос ...
Основные направления и действия для повышения личного
самообразования
Свою компетентность в формировании здорового образа жизни школьников я рассматриваю в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), итога саморазвития или формы проявления, поэтому для того, чтобы сформировать переч ...