Психолого-педагогические основы обучения орфографии

Страница 2

умение различать гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные, глухие и звонкие согласные (парные, непарные звонкие, непарные глухие);

умение соотносить написание и произношение слова, устанавливая сходство и различие;

умение разбирать слово по составу (проводить морфемный анализ);

умение подбирать однокоренные слова;

умение изменять форму слова;

развитие фонематического слуха.

Фонематический слух - это «способность человека к анализу речевых звуков». С начала орфографической работы в школе в механизме фонематического слуха появляются новый аспект и новая функция: способность «слышать» в слове фонему в слабой позиции и немедленно, сразу проверять ее на основе аналогии, т.е. в родственных словах. Фонематический слух возникает в процессе речевой деятельности, речевых упражнений (аналитические упражнения на фонетическом, словообразовательном, лексическом и морфологическом уровнях; работа над артикулированием звуков, развитие дикции, интонации, усвоение орфоэпии, словоизменение, декламации, проговаривание и т.д.).

Развитие фонематического слуха способствует формированию орфографической зоркости. Она, как и речевой слух, является одним из обязательных условий овладения орфографическими умениями и навыками.

Однако каждое из умений само по себе создает только предпосылку для формирования рассматриваемых навыков. Важно взаимодействие между ними.

При подборе проверочных слов, определяющих написание безударных гласных корня, устанавливается связь между фонетическими и морфологическими знаниями, т.к. для проверочных слов характерны два признака: а) гласный звук в корне ударный; б) слова, однокоренные с проверяемым, или формы одного и того же слова.

Аналогичные условия создаются и при подборе проверочного слова, которое обосновывает написание букв, обозначающих парный глухой или звонкий согласный в корне.

Проверочное слово обладает двумя признаками: а) оно является однокоренным с проверяемым словом или его формой; б) после проверяемого согласного стоит гласный, например: узок - узкий, рубить - прорубь и т.п. При написании слов с непроизносимым и согласными в качестве проверочных выступают однокоренные слова, в которых все согласные произносятся: звезда - звездный, радости - радостный, место - местный и т.п.

Определенные связи устанавливаются между синтаксическими и морфологическими знаниями, когда учащиеся обосновывают написание падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных.

Большое значение для формирования орфографического навыка имеет система упражнений. Она строится прежде всего с учетом усложнения условий, в которых протекает формирование навыка. На начальном этапе формирования навыка все внимание сосредоточено на осознание сущности правила и его применения. Для формирования навыка важным условием является предупреждение и исправление орфографических ошибок. Наличие ошибки свидетельствует о том, что у ребенка имеются неправильные знания или они отсутствуют; причиной ошибки может быть также отсутствие связей между знаниями.

Работа над ошибками – это актуализация цепи правильных знаний и затормаживание неверных.

Страницы: 1 2 


Новое в образовании:

Сжатый пересказ как средство развития мыслительных процессов учащихся общеобразовательной школы
Исследования И.Д.Тихомирова, М.И. Омороковой, И.И. Срезневского, З.Д. Кочаровской, М.Р. Львова и др. были посвящены проблемам обучения сжатому пересказу учащихся общеобразовательной школы. Все исследователи склоняются к мнению о том, что излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко кон ...

Круги Эйлера
1. Примерное содержание сообщения учащегося о Леонарде Эйлере. 2. Рассказ учителя о кругах Эйлера. Очень часто бывает так, что решение задачи помогает найти рисунок. Использование рисунка делает решение задачи простым и наглядным. Рассмотрим такую задачу. 1). В классе 35 учеников. Из них: 19 ребят ...

Творческое воображение как психолого–педагогическаяпроблема
Вопросы изучения развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи, как Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и др. внесли большой вклад в исследование данной проблемы. Творческим воображением называют самостоятельное созда ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru