Формы межпредметных связей и методика их реализации

Педагогика сегодня » Межпредметные связи на уроках географии во вспомогательной школе » Формы межпредметных связей и методика их реализации

Страница 1

В опыте вспомогательной школы лишь очень немногие учителя пытаются установить межпредметные связи начального курса географии с другими учебными предметами.

Обычно это осуществляется в форме очень краткого напоминания: «Вы изучали по естествознанию ." и т.д. Большинство учителей не уделяют этому вопросу должного внимания. Программа нацеливает на межпредметные связи по содержанию, а также на использование некоторых средств обучения, включенных в перечень оборудования по другим учебным предметам (например, диафильмы, кинофрагменты).

Методические пути и форма установления межпредметных связей весьма разнообразны. Формы использования опорных знании зависят:

- от их содержания (объем, глубина, сложность);

- от качества их усвоения учащимися (например, учащиеся могут их вспомнить при напоминании, или полностью воспроизвести, или же применить самостоятельно в новой для них ситуации и т.д.) ;

- от наличия учебников;

- от количества времени и др.

Возможны следующие формы установления межпредметных связей:

1. Учитель, познакомившись с содержанием опорных знаний, принимает их к сведению и на уроке включает в изложение нового материала.

Например, при изучении введения - факты из истории географических открытий, знания учащихся о разнообразии растительного и животного мира, как пополнение к тому, что дано в учебнике ;

- при изучении "плана местности и карты" учитель включает в объяснения материал о различии рисунка и плана предмета ; знания о карте полушарий.

Роль опорных выполняют известные из начальной школы элементарные знания о равнинах и горах, реках, озерах, морях, нагревании и охлаждении воздуха над суше и морем. На уроках географии в шестом классе они включаются в процесс формирования соответствующих общих понятий. Такая форма установления межпредметных связей наиболее приемлема в том случае, если знания учащихся представлены в виде определенных фактов, описаний объектов, а также обработанных краеведческих материалов ( описание природы по сезонам, календарь погоны ).

2. Значительная часть опорных знаний включается в учебный процесс в форме напоминания :

а) учитель включает в объяснение нового материала формулировку определённое понятие, которое было изучено ранее, а затем закрепляет его запоминание тем или иным методическим приемом (запись в тетрадь или просто проговаривание ).

К числу таких относятся очень важные для географии понятия, например,

- что называется материком?

- что такое планета?

- что такое горизонт и линия горизонта?

- что называется горной породой?

- что называется почвой?

На доске может быть воспроизведен рисунок из учебника, показаны образцы ранее изучений: горных пород ;

б) в случае, если параграф в учебнике небольшой, учитель в целях напоминания может зачитать его в классе, например: из учебника математики : что такое окружность, радиус? Не будет лишним если учитель покажет рисунок из учебника или воспроизведет его на доске. При изучении подземных вод - рисунок, поясняющий, например, как образовался родник;

в) для напоминания некоторых знаний возможна и такая форма как предварительная подготовка учащегося к ответу у носки по индивидуальному заданию.

Например, учащийся заранее повторяет и на доске изображает чертеж: ориентирование на местности по Полярной звезде. Аналогично учащийся может подготовить рассказ об опытах, которые иллюстрируют свойства воздуха, состав почвы и др

3. Проверка качества усвоения содержания, которое учащиеся должны знать. Если же обнаруживается, что учащиеся не помнят, то должно быть организовано повторение или же объяснение как нового, поскольку без этих знаний затруднительно будет усвоение географического содержания. К таким вопросам относят суточное и годовое движение Земли, состав и свойства почвы.

4. Задание на дом для предварительного повторения знаний, необходимых для установления межпредметных связей:

а) задание может быть рассчитано на воспроизведение по памяти (например, вспомните опыт, от чего лопнула бутылка );

б) задание по записям в тетрадях (например, календарь погоды за месяц);

в) задание по учебникам других предметов, изучаемых в шестом. классе.

Например: прочитать или повторить по учебнику математики способы измерения расстояний на местности, по учебнику естествознания значение испарения, условия жизни растений.

Такая форма может применяться, если параграфы небольшие по объему. Существенное значение для географии в шестом классе и последующих курсов имеют приемы учебной работа и усвоение на их основе умения, приобретенные при изучении математики и природоведения (естествознания). Одни из них используются как уже усвоенные, например •

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

В. Катаев. Цветик-семицветик
… Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный – сразу видно, что не драчун, - и Жене захотелось с ним познакомиться… - Мальчик, мальчик, как тебя зовут? - Витя. А тебя как? - Женя. Д ...

Определение предполагаемой цены методического пособия
Ц = С общ х (1+Крен), где С общ – общие затраты на разработку проекта методического пособия, Крен – коэффициент рентабельности, Ц = 17778,1 х (1+0,2)= 21 333,72р. Подсчитать экономический эффект до момента внедрения проекта, т.е. до получения конкретных результатов работы не представляется возможны ...

Мотивация орфографической работы
Чем взрослее школьник, тем более он руководствуется далекими целями учения: в частности, старшеклассники связывают правописание с перспективой успешно закончить школу, поступить в вуз, быть культурным человеком, обеспечить себе профессиональный успех. Младшие школьники могут осознавать и далекие це ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru