В познании человеком окружающего мира воображение и память взаимодействуют друг с другом, причем их взаимодействие осуществляется одновременно по нескольким линиям:
1. Обмена содержанием образов: материал для воображения частично поставляется памятью, а память использует образы воображения.
2. Взаимной стимуляции: воображение непосредственно участвует в процессах памяти, способствуя ее улучшению; память, включаясь в воображение, делает его более продуктивным и творческим.
3. Совместного влияния на другие психологические процессы память и воображение у человека составляют, например, основу одного из важнейших видов мышления – образного.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд, до нескольких дней.
Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. При использовании ее для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли (поэтому, ее функционирование не ограничено).
Генетическую память, – в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, музыкальных и речевых. Характеризуется тем, что человек ею может быстро и точно запомнить смысл читаемого текста и т.п.
Двигательная память - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многофазных сложных движений.
Эмоциональная память – это память на переживания. На ней непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминания или без особого труда и на более длинный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая их роль сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранении организма.
С раннего детства процесс развития памяти ребенка ведется по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и заменяется логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращения в опосредственное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических средств и приемов. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.
Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский . Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти. Это относится к следующей последовательности видов памяти: двигательная, аффективная, образная и логическая. П.П. Блонский высказал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества эти виды памяти последовательно появились один за другим.
Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека Л.С. Выгодский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека.
Новое в образовании:
Организация и проведение исследования
Достижение цели работы предполагает реализацию в экспериментальном исследовании двух групп задач: Первая группа задач связана с изучением познавательной сферы учащихся с нарушенным слухом младшего школьного возраста, включая подбор методик для изучения состояния познавательной сферы данной категори ...
Какие примеры используются в процессе воспитания
В процессе воспитания используются самые разнообразные примеры. 1. Это прежде всего лучшие эпизоды из жизни и деятельности известных людей – ученых, писателей, общественных деятелей и т.д. Школьников увлекают и вызывают глубокое уважение научные свершения Н.И. Лобаческого, Д.И. Менделеева, К.Э. Цио ...
Театрализованные технологии в дошкольном образовании
Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности. Следовательно, надо строить всю педагогическую деятельнос ...