Общее представление о познавательных процессах

Страница 5

2. Образование понятий-комплексов на основе некоторых объективных признаков.

3. Образование настоящих понятий.

Синкретическое мышление и мышление в понятиях-комплексах характерны для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста.

Участие мышления в процессах познания.

Полноценное человеческое познание окружающего мира без мышления и речи было бы практически невозможно. В отличие от других живых существ человек сохраняет и передает людям свои мысли и чувства, а для этого ему необходима речь. Без нее невозможна была бы внешняя форма человеческого интеллекта словесно-логическое мышление. Практически все научные знания, которые накопило человечество с незапамятных времен, представлены в словесной форме. Все предметы материальной и духовной культуры, которыми люди пользуются для удовлетворения своих интересов и потребностей, имеют названия, все они созданы при участии мышления.

Лишившись мышления, человек перестал бы вообще быть человеком, он сразу же превратился бы в бессловесное животное. Мысль человека в процессе познания практически участвует во всех его видах, без нее не могут существовать ни ощущения, ни восприятие, ни воображение, ни память, так как во всех процессах человеку постоянно приходится решать разнообразные задачи.

Под вниманием понимается избирательность в работе всех органов чувств.

Внимание среди всех познавательных процессов выполняет особую роль. Она состоит в том, чтобы, во-первых, разделить всю воспринимаемую и неперерабатываемую человеком информацию на части по степени их важности; во-вторых, способствовать выделению и наилучшей психологической переработке именно той части информации, которая в данный момент наиболее существенна. Первый вид внимания называется чувственным, а второй – интеллектуальным.

Есть несколько уровней психологического разделения информации по степени ее значения: сознательный, полусознательный и бессознательный. Сознательный – это уровень, связанный с нецентрированным вниманием. Он включает в себя ту часть получаемых человеком сведений о мире, которая воспринимается наиболее отчетливо.

Полусознание содержит в себе то, что воспринимается с рассеянным вниманием, не всегда осознается и в данный момент не особенно важно для человека. Тем не менее, это может быть осознано и описано словами, т.к. представляется в реальных ощущениях и образах.

Бессознательное – это та часть воспринимаемой информации и перерабатываемой человеком информации, которую он вообще не осознает и в данное время не может описать словами или представить в ощущениях и образах. Это то, что не находится и вообще не может быть в сфере внимания в любой момент времени. Например, человек может рассматривать внимательно какую-то деталь художественной картины. В этот момент она будет представлена в сфере его сознания. В то же самое время своим периферическим сознанием человек может полусознательно воспринимать обстановку в помещении, где находится картина, пути необходимости описать ее. Но ни в данный момент, ни в какой-либо другой он не может определенно и убедительно объяснить , а значит - осознать и описать словами то, почему его внимание привлекла именно эта, а не какая-нибудь другая деталь картины.

Каждый из названных признаков: сознание, полусознание и бессознательное – выполняет в жизни человека и в познании им окружающего мира свою, специфическую функцию. Сознание при помощи внимания выделяет в окружающем наиболее важную для человека в данный момент часть информации; полусознание включает в себя то, что может в любой момент понадобиться для разумной организации поведения, но сейчас еще не особенно необходимо; бессознательное содержит то, что важно для управления поведением и работой организма человека на уровне рефлексов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Лингвометодические основы обучения орфографии
Слово « орфография» состоит из двух греческих слов orhos (прямой, правильный) и grapho (пишу), что означает «правильное написание». Орфография – это система правил, устанавливающая единообразное написание слов и их форм (Толковый словарь Ожегова). Это исторически сложившаяся система написаний, кото ...

Методика и организация исследования
Зрительная память во многом оказывает влияние на успешность обучения нынешних дошкольников в школе. Важно формировать некоторые приемы зрительного запоминания у детей дошкольного возраста в целях лучшей подготовки их к школьному обучению. Для того, чтобы улучшить память дошкольников, обучить их нео ...

Особенности и методика ознакомления дошкольников со сказкой и другими художественными произведениями и формирование нравственных качеств личности через сказку
Работа со сказкой имеет свою специфику. Важным моментом является само общение. Оно выступает в качестве своеобразного социально-психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир человека, на его психику и осознание. Из всего обилия трактовок общения взяли з ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru