О целесообразности введения теории вероятностей в школе

Страница 3

Вопрос о модернизации школьного математического образования в отечественной школе был поставлен в начале 60-х годов выдающимися математиками Б.В. Гнеденко, А.Н. Колмогоровым, А.Я. Хинчиным. Обращаясь к широкому кругу читателей - математиков, педагогов и методистов, - Б.В. Гнеденко писал: "Сейчас крайне назрела потребность введения в школьное обучение элементов теории вероятностей: В этом нуждаются и методологическое воспитание школьников, и последующая практическая деятельность их, и межпредметные связи". В связи с реформой школьного математического образования, проводимой в 60-е годы, появился целый ряд работ ученых методистов, которые ставили своей целью разработать методику преподавания теории вероятностей как отдельной темы школьного курса математики. Однако в 70-х годах из обязательных программ были исключены даже самые начальные сведения по теории вероятностей в силу неподготовленности школы к их восприятию. Реформой 80-х годов элементы теории вероятностей и математической статистики были включены в программы профильных классов, в частности, физико-математического и естественнонаучного.

Несмотря на то, что идея введения стохастической линии в школьный курс математики разрабатывается уже почти 40 лет и встречает практически полную поддержку в среде математиков и педагогов-практиков, в практику нашей школы теория вероятностей и математическая статистика введена лишь номинально. Основными причинами такого положения дел является нетрадиционность, новизна этого материала для самой математики, отсутствие прочных методических традиций преподавания его школьникам, неподготовленность части учителей к изложению материала в духе прикладной, а не чистой математики. Но самое главное - социально-экономическое состояние общества, при котором умение грамотно анализировать имеющуюся информацию, делать научно обоснованные прогнозы, предвидеть последствия принимаемых решений, - а все это призвана формировать вероятностно-статистическая линия курса математики, - осталось невостребованным.

В Российской Федерации также были попытки ввести курс теории вероятностей в качестве эксперимента в нескольких школах. Для этого разработано учебное пособие: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. ”Алгебра: Элементы статистики и теории вероятностей” для учащихся 7 - 9 классов. Появились учебники, включающие элементы комбинаторики, статистики, теории вероятностей: а) ”Математика”: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений (под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина), б) ”Арифметика”: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений (под редакцией С.М. Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина) и другие учебники.

Однако, несмотря на то, что изучение элементов теории вероятностей, как уже общепризнано, необходимо любому современному человеку, в журнале ”Математика в школе" была опубликована статья О.С. Ивашев-Мутасова, в которой сказано: ”… решение вероятностных задач с самого начала требует существенного привлечения интуиции и здравого смысла. Это абсолютно не присуще курсу математики в средней школе. Поэтому введение теории вероятностей в средней школе - противопоказано".

Примечательно, что после этой статьи на страницах журнала больше не было ни одного упоминания о теории вероятностей!

Основные аргументы за и против введения элементов теории вероятностей систематизированы в следующей таблице (таблица 1).

Таблица 1

Аргументы ”ЗА”

Аргументы ”ПРОТИВ”

1. Существует позитивный опыт решения данной проблемы в ряде зарубежных стран (США, Великобритания, Франция, Япония).

1. Опасность перегрузки учащихся.

Есть прецеденты введения курса теории вероятностей и в школах России.

2. Сложность понимания понятий теории вероятностей.

3. Введение этого курса в школе актуализирует постоянно усложняющаяся техника, необходимость описания сложных процессов и управление ими в экономике, социологии, химии, физике, биологии, демографии, лингвистике, философии.

4. Необходимость такого шага обусловлена и межпредметными связями

В настоящее время принципиально изменилась ситуация в обществе, и это позволяет предположить, что формируемые вероятностным материалом знания и умения окажутся необходимыми широкому кругу людей и станут наравне с компьютерной грамотностью неотъемлемой составляющей общекультурной подготовки современного человека.

Страницы: 1 2 3 


Новое в образовании:

Разновидности и характеристики диалогической речи
Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц. Это форма говорения, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих. Собеседники выступают попеременно ...

Воспитание в Америке
Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректн ...

Использование оригами в педагогических целях
Целью занятий оригами в школе является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения другим предметам. Педагоги давно подметили, что оригами: -Развивает способность работать руками ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru