Методы как сохранить успешность

Страница 3

Хотелось бы обратить внимание еще на один аспект этой проблемы. Характеризуя ученика, учителя нередко употребляют термины «способный ученик», «неспособный ученик», имея в виду не какие-либо специальные способности (музыкальные, художественные, математические), а, скорее, совокупность типа высшей нервной деятельности, внимания, памяти, воображения, особенностей мышления, мотивационно-волевой сферы личности. Сочетаясь и проявляясь в разной степени у каждого отдельного ребенка, эти свойства и создают то особое свойство, которое и принято называть обучаемостью.

Низкий уровень способностей (вернее, успеваемости) иногда компенсируется высокой работоспособностью. Хорошо ли это? В определенной степени – да. Но посмотрим на эту проблему внимательнее. Представим себе, что ребенок с низкими способностями имеет высокий уровень мотивации (поддерживаемый и поощряемый родителями и учителями), что это ученик, не отлынивающий от учебы, стремящийся, во что бы ни стало выполнить все задания качественно, т.е. ученик прилежный, трудолюбивый. В тоже время и учитель, и родители требуют от него новых успехов, не замечая, какой ценой это достигается. Чаще всего в таких случаях резкое снижение успеваемости бывает неожиданным для всех, даже для самого ребенка, а причина проста: растет темп работы, ее объем, интенсивность, и то, с чем удавалось справиться в начале года (на максимуме усилий и времени), становится не по силам. Но если на него «нажимают» со всех сторон, а он старается изо всех сил, это, скорее всего, приведет к утомлению и переутомлению, может вызвать серьезные нарушения состояния здоровья.

Я акцентирую на этом внимание потому, что трудолюбие и прилежание ученика имеют самую высокую ценность в глазах учителя, при этом не следует забывать, что достижение «любой ценой» оборачивается чаще всего против ребенка и «ценой здоровья». Чтобы этого не произошло, не следует злоупотреблять прилежанием ученика, не следует требовать от него сделать еще больше или еще лучше ценой чрезмерных усилий, так как прилежание и трудолюбие могут обеспечить эффективность обучения только в сочетании с определенным состоянием здоровья, уровнем обучаемости, мотивации и другими факторами.

Нами были проведены экспериментальные исследования, направленные на изучение устойчивости и внимания, переключение и концентрация внимания, тест Айзенка, а также влияние факторов времени. Исследования проводились в школе №14 п. Чекунда за период с сентября 2007 по февраль 2008 годов, так же охвачен 2006/2007 учебный год. В эксперименте участвовали ученики 6–7 классов. В каждом классе по 9 человек.

Страницы: 1 2 3 


Новое в образовании:

Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков
XX столетие по праву считают веком автомобилей, компьютеров, атомной энергии, освоения космического пространства. Верно и то, что XX век - век телевидения. Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информ ...

Классификация межпредметных связей
Первая классификация межпредметных связей основывалась на временном критерии, предварительные, сопутствующие и последующие (перспективные связи). Практическое осуществление таких связей способствует систематизации знаний, позволяет опираться на ранее пройденный материал по родственным предметам, вы ...

Диагностика уровня развития орфографической зоркости
С целью выявления исходного уровня развития орфографической зоркости у детей с дисграфией был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальной площадкой для нашего исследования был логопункт средней школы №7, города Шуи. В эксперименте принимали участие дети с нарушением письменной речи (опти ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru