Большую долю в устойчивость успеваемости вносят особенности высшей нервной деятельности. Дети с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы (сангвиники) обычно имеют повышенную активность: они энергичны, легко и быстро включаются в работу, на уроке внимательно слушают, тянут руку (готовы и хотят отвечать), легко переключаются на новое дело, на новую работу и новый вид деятельности и могут достаточно долго работать, не утомляясь. Дети с сильным, неуравновешенным инертным типом нервной системы (холерики) отличаются тем, что реактивность у них преобладает над активностью: они нетерпеливы, несдержанны, труднее перестраиваются и переключаются на новый вид деятельности; однако если такой ребенок заинтересован, то он может работать долго и упорно, но уж если «не нравится» – отключается мгновенно, и как правило успеваемость у этих учеников очень неустойчива.
Дети с сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы (флегматики) медленно сосредоточивают свое внимание, трудно и долго включаются в работу; правда, включившись, могут работать, долго и упорно, но не могут быстро перестроиться: им трудно переключить свое внимание.
Дети со слабым типом нервной системы малоактивны: их не видно и не слышно ни на уроке, ни на перемене; они не тянут руку, очень робки, медлительны, малейшее затруднение отвлекает их; они не умеют работать не отвлекаясь, быстро утомляются, и, естественно, динамика работоспособности у них неблагоприятного типа.
В каждом классе есть дети, которых можно отнести к определенной группе, но у одних эти особенности проявляются достаточно четко, и сделать это довольно просто, а у других можно найти черты разных типов. Неудивительно, ведь любое разделение на типы, группы, любое выделение каких-то общих качеств, закономерностей условно, и поэтому можно говорить лишь о преобладании черт какого-то одного типа, но и это не исключает наличие черт прямо противоположных.
Таблица 1. Типы нервной системы
Типы нервной системы |
Сильные |
Слабые | |||
Безудержный |
Живой |
Инертный | |||
Особенности нервных процессов |
Сила. Уравновешенность Подвижность |
Сильный. Неуравновешенный Подвижный |
Сильный. Неуравновешенный Подвижный |
Сильный. Неуравновешенный Инертный |
Слабый Неуравновешенный Подвижный или инертный |
Темпераменты |
Холерик |
Сангвиник |
Флегматик |
Меланхолик |
В свою очередь есть соотношение между темпераментами и показателями психических реакций ребенка (быстротой и силой).
Таблица 2. Соотношение между темпераментами и показателями психических реакций
Темпераменты |
Реакции | |
Быстрота |
Сила | |
Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик |
Быстрый Быстрый Медленный Медленный |
Чрезмерный Умеренный Сильный Слабый |
Индивидуальные особенности успеваемости зависят не только от состояния здоровья, особенностей нервной деятельности, но и от того, начнем ли мы с первых дней учить ребенка учиться. От совокупности многих факторов будет зависеть успешность обучения не только в первом классе, но, пожалуй, и на протяжении всех лет учебы ребенка в школе.
Новое в образовании:
Учитель XXI века. Каким он должен быть
Нет другой профессии, о которой так много написано с древнейших эпох. Нет другого представителя человеческого общества, которого возвеличили все известные поэты, писатели, ученые, мыслители, рядовые граждане всех времен. Педагог, наставник, мугаллим, преподаватель… В каждой цивилизации, в каждом го ...
Особенности учебной деятельности учащихся младших классов коррекционных
школ VIII вида
В связи с недоразвитием психики умственно отсталого ребенка огромную роль играет моторная функция его организма. Этим в значительной мере объясняется особое значение деятельности для коррекции дефекта и развития личности ученика вспомогательной школы. Своеобразие личности ребенка с нарушением интел ...
Методические пояснения для проведения урока по теме декоративный натюрморт
Для проведения урока, по теме соответствующей дипломной работе, я обратилась к программе изобразительного искусства Б.М. Неменского. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жиз ...