Вместе с тем нельзя игнорировать возрастные периоды детского развития. Как отмечает Е.О. Смирнова, «в своем стремлении "идти в ногу со временем" и "не отставать от жизни" педагоги и родители нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся риторика, естествознание, физика, компьютеризация и пр.»
Педагогические теории должны учитывать пути развития детей. Акселерация — искусственное ускорение развития зачастую принимает форму симплификации, т.е. чрезмерного упрощения и обеднения (А.В. Запорожец). Развитие ребенка в этом случае отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Альтернативой акселерации А.В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Подлинными источниками развития должны стать специфические виды детской деятельности. Именно в них формируются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим.
Развитие ребенка должно ориентироваться на максимальную реализацию всех его потенциальных возможностей. Знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. В общении и деятельности взрослый встает на позицию сотрудничества, партнерства. Приоритетами должны стать интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития как члена общества. Таким образом, современное дошкольное образование в целом может быть названо развивающим (В.Т. Кудрявцев), а дошкольная педагогика — педагогикой развития.
В свете педагогической антропологии воспитание понимается как создание условий для развития детей. Точкой отсчета в них становится личность ребенка как субъекта, который нуждается в помощи и поддержке взрослого.
В педагогических теориях дается классификация воспитания по содержанию. Традиционный подход включает умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет полового, правового, экологического, этнокультурного и др.
Психоаналитические теории рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование поло-ролевого поведения (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, А. Адлер и др.). В них поднимается вопрос о тендерном воспитании и психосоциальном развитии (отношения ребенка с близкими людьми).
Теория привязанности, в которой центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми (авторы Дж. Боулби, Мария Эйнсворт). В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых показывается и доказывается решающее влияние взаимной привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.
Бихевиористская теория рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения: человек учится всю жизнь, он такой, каким научился быть (автор Дж. Уотсон). Научение через подражание является главным способом приобретения новых форм поведения (А. Бандура, Р. Сире, Б. Скиннер и др.). Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности.
Гуманистические теории предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию (К. Роджерс, А Маслоу, Ш. Бюлер). Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику С. Френе и др.
Новое в образовании:
Среднее образование во Франции
Среднее образование во Франции установлено двумя блоками: первый цикл обучения (коллеж) и второй цикл обучения (лицей). Среднее образование является обязательным и бесплатным. Срок обучения на этом этапе – 7 лет. Коллежем во Франции называют I ступень средней школы. Они дают реальное образование, т ...
Методика преподавания детям дошкольного возраста
Каковы же особенности процесса обучения для детей дошкольного возраста и какие средства обучения могут пригодиться педагогу? Учитывая определенные возрастные особенности, психолого-педагогические требования проведения занятий с детьми дошкольного возраста, длительность урока не должна превышать пол ...
Основа содержания нравственно – патриотического воспитания
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравствен ...