Следует регулярно организовывать по желанию детей игры-драматизации по русским народным сказкам, привлекать ребят к загадыванию и отгадыванию загадок. В вечернее время можно рассматривать с детьми альбом их словесного творчества, прочитать выборочно рассказы из него. Следует побуждать детей к рассказыванию по их выбору.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется во время речевой гимнастики, в повседневном общении. Одному ребенку воспитатель предлагает сначала рассказать стихотворение немного громче обычного (как будто он выступает перед всей группой), затем вполголоса (для одного человека), далее с обычной громкостью (для нескольких), шепотом (как по секрету).
Для формирования правильных артикуляционных движений выработаны специальные упражнения. Вначале необходимо показать ребенку перед зеркалом правильную артикуляцию, затем ребенок повторяет это при помощи логопеда или самостоятельно. Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Следует использовать также попеременное выполнение упражнений.
Этап формирования произносительных умений и навыков. На этом этапе у ребенка формируется умение правильно произносить звуки, отличать их сложных звуков, правильно использовать их в речи.
При постановке звуков по подражанию ребенок сознательно пытается найти артикуляцию, нужную для постановки звука. Работа проводится перед зеркалом с привлечением зрительного, слухового и тактического анализаторов.
Практические методы включают в себя упражнения и игры и моделирование. Упражнения представляют собой многократные повторения различных заданий. В результате упражнений создаются предпосылки для правильного произношения, постановки различных звуков. Упражнения делятся на три вида: подражательно-исполнительские: преподаватель показывает ребенку образец действий, ребенок повторяет за ними. Затем постепенно демонстрация каких-либо движений становится все более краткой, преподаватель только называет упражнения, а ребенок их выполняет. Этот вид упражнений используется при голосовых, дыхательных, артикуляционных упражнениях, на развитие общей и мелкой моторики. Конструирование в различных видах: применяется в логопедической работе, в основном при нарушении письменной речи; упражнения творческого характера применяются, когда ребенок нужно уметь использовать полученных навыков с заданным в новых ситуациях (например, придумывание слов с заданным звуком), отбор картинок по определенной теме.
Ознакомление со звуком дается в рассказах, где главное внимание детей направляется на слуховое восприятие определенного звука, связанного с конкретным образом, и на произнесение звука по подражанию. В этих рассказах звуки [ф], [в], [с], [з], [ц], [ш], [ч], [р], [л] дается изолированно.
Изолированное произношение звуков [п], [б], [т], [д], [к], [г], [х] трудно связать с конкретным образом, поэтому с этими звуками дети знакомятся в слогах и лепетных словах.
Конкретное воплощение звуков дает возможность связать каждый звук с соответствующей картинкой, а в старшей группе – с буквой.
Сухое объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения перед зеркалом утомительны и малодоходчивы не только для детей, но и для взрослых. Поэтому звуки преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок. В этих сказках полость рта называется домиком языка, кончик языка – хвостиком, твердое нёба – потолком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхательная струя при артикуляции звука – ветерок. Каждая песенка язычка связана с определенным конкретным образом. Положительная эмоциональная окраска каждого занятия и применение игровой формы во всех видах речевых упражнений является основным требованием при проведении речевых занятий. Примерный план речевого занятия следует акустическое знакомство со звуком по рассказу знакомство с артикуляций звука по сказкам веселого язычка; шутки чистоговорки на данный звук; речевые игры.
Новое в образовании:
Типология образовательных сред Януша Корчака
Среды разнообразны по содержательным характеристикам и формам. Различают образовательные среды естественные и искусственные, предметные и информационно-динамические, адаптивные и т.п. Существуют различные основания, для типологизации образовательных сред: - по стилю взаимодействия внутри среды (кон ...
Подготовка к занятиям
Для каждой темы до начала ее изучения руководитель театра мод составляет перспективно-тематический план занятий. В нем предусматриваются рациональное распределение учебного материала темы по занятиям, формы и метод ведения занятий, применение наглядных пособий и технических средств обучения, домашн ...
Анализ работы детского хорового коллектива «Мелодия» г. Волгограда
по реализации творческой активности детей
Хоровой коллектив «Мелодия» ГОУ Центра образования №118 создано в 2002 году. В коллективе занимается 100 человек в возрасте от 5 до 14 лет. Дети обучаются по комплексной образовательной программе хорового коллектива, рассчитанной на 4 года. Учащиеся хорового коллектива «Мелодия» ГОУ Центра образова ...