Характеристика средств воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Педагогика сегодня » Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей 4-5 лет » Характеристика средств воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Страница 3

Следует регулярно организовывать по желанию детей игры-драматизации по русским народным сказкам, привлекать ребят к загадыванию и отгадыванию загадок. В вечернее время можно рассматривать с детьми альбом их словесного творчества, прочитать выборочно рассказы из него. Следует побуждать детей к рассказыванию по их выбору.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется во время речевой гимнастики, в повседневном общении. Одному ребенку воспитатель предлагает сначала рассказать стихотворение немного громче обычного (как будто он выступает перед всей группой), затем вполголоса (для одного человека), далее с обычной громкостью (для нескольких), шепотом (как по секрету).

Для формирования правильных артикуляционных движений выработаны специальные упражнения. Вначале необходимо показать ребенку перед зеркалом правильную артикуляцию, затем ребенок повторяет это при помощи логопеда или самостоятельно. Артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом. Следует использовать также попеременное выполнение упражнений.

Этап формирования произносительных умений и навыков. На этом этапе у ребенка формируется умение правильно произносить звуки, отличать их сложных звуков, правильно использовать их в речи.

При постановке звуков по подражанию ребенок сознательно пытается найти артикуляцию, нужную для постановки звука. Работа проводится перед зеркалом с привлечением зрительного, слухового и тактического анализаторов.

Практические методы включают в себя упражнения и игры и моделирование. Упражнения представляют собой многократные повторения различных заданий. В результате упражнений создаются предпосылки для правильного произношения, постановки различных звуков. Упражнения делятся на три вида: подражательно-исполнительские: преподаватель показывает ребенку образец действий, ребенок повторяет за ними. Затем постепенно демонстрация каких-либо движений становится все более краткой, преподаватель только называет упражнения, а ребенок их выполняет. Этот вид упражнений используется при голосовых, дыхательных, артикуляционных упражнениях, на развитие общей и мелкой моторики. Конструирование в различных видах: применяется в логопедической работе, в основном при нарушении письменной речи; упражнения творческого характера применяются, когда ребенок нужно уметь использовать полученных навыков с заданным в новых ситуациях (например, придумывание слов с заданным звуком), отбор картинок по определенной теме.

Ознакомление со звуком дается в рассказах, где главное внимание детей направляется на слуховое восприятие определенного звука, связанного с конкретным образом, и на произнесение звука по подражанию. В этих рассказах звуки [ф], [в], [с], [з], [ц], [ш], [ч], [р], [л] дается изолированно.

Изолированное произношение звуков [п], [б], [т], [д], [к], [г], [х] трудно связать с конкретным образом, поэтому с этими звуками дети знакомятся в слогах и лепетных словах.

Конкретное воплощение звуков дает возможность связать каждый звук с соответствующей картинкой, а в старшей группе – с буквой.

Сухое объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения перед зеркалом утомительны и малодоходчивы не только для детей, но и для взрослых. Поэтому звуки преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок. В этих сказках полость рта называется домиком языка, кончик языка – хвостиком, твердое нёба – потолком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхательная струя при артикуляции звука – ветерок. Каждая песенка язычка связана с определенным конкретным образом. Положительная эмоциональная окраска каждого занятия и применение игровой формы во всех видах речевых упражнений является основным требованием при проведении речевых занятий. Примерный план речевого занятия следует акустическое знакомство со звуком по рассказу знакомство с артикуляций звука по сказкам веселого язычка; шутки чистоговорки на данный звук; речевые игры.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Пути формирования культурно-гигиенических навыков
Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С п ...

Личность
Представители всех существующих наук понимают личность по разному. Но тем не менее категория “личность” относится к числу базовых понятий. В содержание понятия “личность” включает устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки. Каждый человек, как биолог ...

Проведение формирующего эксперимента и анализ его результатов
Как отмечалось выше, формирующий эксперимент проводился нами на той же базе, что и констатирующий: национальный центр развития «Этнос», средняя школа №9, Тюменский центр логопедии и развития речи. В формирующем эксперименте приняли участие 10 детей татарской национальности, обследованных нами на пе ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru