Характеристика средств воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Педагогика сегодня » Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей 4-5 лет » Характеристика средств воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Страница 2

У воспитанников средней группы значительно возрастает интерес к звучанию слова. Они с удовольствием вслушиваются в слова, играют ими. А значит, продолжается работа по формированию представлений о значениях терминов «слово», «звук». Осуществляется она разными средствами.

При ознакомлении детей со звуковой стороной слова целесообразно использовать игровые приемы. Они помогают ребенку услышать, как звучит слово, четко произнести его, выделяя все звуки.

Четкое произнесение воспитателем слова является образцом для подражания. Проговаривая слово и вслушиваясь в его звучание, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со звуковым явлением.

Сначала закрепляется произношение каждого звука в изолированном положении, затем в отдельных словах, фразах, в связной речи. При обработке звука в словах успешных результатов помогает достичь приема усиленного выделения его голосом, а в связной речи – использование специального речевого материала (чистоговорки, потешки, считалки, короткие стихотворения.) Совершенствования у детей навыки произношения звуков, предлагается им говорить слова медленно, протяжно, выделяя голосом отдельные звуки; произносить рифмовки в слегка замедленном темпе.

Для развития голосового аппаратами умения менять громкость голоса используются различные игры и упражнения. Такие игры называют словесные. Также учат детей внимательно слушать. Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры.

При выработке дикции педагог следит за правильностью и четкостью произнесения слов и, а кроме того, широкого использует специальный материал: чистоговорки, в которых имеются сложные по звукослоговой структуре слова.

Для фонематического слуха воспитатель предлагает детям упражнения, в ходе которых они на слух определяют наличие того или иного звука в слове. При произнесении слов воспитатель выделяет голосом отрабатываемые звуки слова), а дети определяют, есть ли в этом слове заданный звук.

Такие упражнения даются и форме дидактической игры. В дальнейшем задания усложняются. Воспитатель называет звук, затем произносит слово, не выделяя в нем этот звук голосом. Дети определяют, есть ли в слове названный звук. Или из двух разных предметом отрабатываемый звук.

Далее дети выполняют задания на подбор таких игрушек, предметов, в названиях которых есть определенные звуки. Звуки выделяют двумя способами: или произносят дольше всех остальных звуков слова, или громче. Интонационно выделять звуки необходимо на слитном проговаривании всего слова.

Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале дети учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем – первый и последний звуки в ряде слов. Далее они определяют любую позицию звука в слове (в начала, в конце и в середине). В дидактической игре, например « Найди пару» ребенок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова, близкие по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом.

Если у многих детей в группе еще не выработалось четкое звукопроизношение, педагог организует, дополнительные индивидуальные занятия или занимается с несколькими воспитанниками, имеющими одинаковые дефекты речи.

Вне занятий воспитатель закрепляет представления детей о слове, его звучании. Для этого широко используются настольные речевые дидактические игры. Они очень привлекают детей. В процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети средней группы хорошо воспринимают ритмические повторы и созвучия. Настольные речевые дидактические игры, дают возможность уделить внимание каждому ребенку.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи ...

Экспериментальное изучение учебной деятельности и отношения к ней учащихся 1-го класса с нарушением интеллекта
С целью изучения особенностей учебной деятельности учащихся первого класса коррекционной школы VIII вида нами были использованы следующие методики. Материал: шесть карточек со схематичным изображением фигур. Детям индивидуально предлагают небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов в ...

Соотношение обучения и развития личности
Проблема соотношения обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогики. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, перео ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru