Поступление в школу является важным моментом в жизни каждого ребенка.
Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работа по воспитанию правильной речи в детских садах следует уделять большое внимание. Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста
– это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым.
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды.
Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи. Несовершенство устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с недостатками речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Эти данные позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. Поэтому все недостатки речи нужно устранять в дошкольном возрасте, пока они не превратились в стойкий и сложный дефект.
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра (игра обучающая)
– это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся.
Они впервые были разработаны Ф. Фребелем и М. Монтесори, для начального обучения О. Декрали. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дети любят играть и даже к знакомым играм проявляют интерес. Дидактическая игра - незаменимое средство обучения детей преодоление различных затруднений в речи. Полноценное развитие сторон речи (звукопроизношение звуков, слов, фраз, речевой слух и так далее) - необходимое условие подготовки ребенка к обучение грамоте. Игры и игровые упражнения оказывают большую помощь в этом. Но все это может сыграть положительно только при правильном подборе игр и их провидении. Если игры по своей сложности не соответствует возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот – слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.
Таким образом, тема актуальна тем, что дидактические игры и игровые упражнения, дадут воспитателю возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно. Вот в этом и видится основная проблема
– как достичь эффективного использования дидактические игры, так как это самый эффективный метод воздействия на ребенка, ведь игра – основной вид его дельности. Проблема определила тему курсовой работы
: Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей 4-5 лет. Таким образом, объект
– воспитание звуковой культуры речи детей 4-5 лет.
Предмет
– использование дидактической игры как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Цель:
изучение роли дидактической игры в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания звуковой культуры речи у дошкольников.
2. Дать характеристику особенностей звуковой культуры речи детей 4-5 лет.
3. Изучить средства воспитания звуковой культуры речи.
4. Систематизировать дидактические игры по звуковой культуре речи, доступные детям 4-5 лет.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложением.
В главе « Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» представлены различные точки зрения о проблеме звуковой культуры речи. Во второй « Возможность дидактической игры в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» анализируются работы ученых, психологов и логопедов, изучавших звуковую культуру речи детей дошкольного возраста А.И Максакова, Штерн, И.П. Павлов, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин, С.Н. Ржевкин, а также рассматриваются особенности звуковой культуры речи детей 4-5 лет, методы и приемы воспитания. В этой главе раскрывается сущность понятия «дидактическая игра», ее структура, рекомендации по организации игры.
Новое в образовании:
Исследование влияния межпредметных связей на эффективность процесса
обучения
Экпериментальная работа проводилась в общеобразовательной средней школе № XX г. XXXXXXX. В 5 классе «А» 22 учащихся: 11 мальчиков и 11 девочек. Класс учится по типовой программе. Учитель ОБЖ имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию. Констатирующий эксперимент. Цель ...
Этапы реализации программы самообразования
Реализация программы самообразования запланирована мною в срок до 5 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой. 2010-2011учебный год. 2012-2013 учебный год. 2014-2015 учебный год. Направленность на формирование здорового образа жизни ...
Л.П. Стрелкова «История о том, что такое хорошо и что такое
плохо»
После завтрака Данилка вышел во двор и с интересом осмотрелся. Кругом кипела жизнь. В большой луже стоял малыш и энергично месил грязь, вытирая ладони о собственные штаны. Данилка с интересом следил за ним. И вдруг сами собой вспомнились стихи. Данилка громко прочитал их малышу, указывая на него па ...