Сельский социум как среда формирования коммуникативной компетентности учащихся школы

Педагогика сегодня » Условия обогащения коммуникативной компетентности учащихся сельской школы » Сельский социум как среда формирования коммуникативной компетентности учащихся школы

Страница 4

Школы, расположенные в сельских поселениях с малым числом жителей, имеют ограниченные педагогические ресурсы в организации воспитательно-образовательного процесса, что обусловливает интенсификацию связей с социумом. В малых поселках, деревнях функционируют, как правило, основные и начальные школы, в большинстве своем малочисленные. Численность учащихся в начальных школах может колебаться от 1 до 29 и более человек, в основных - от 40 и более учащихся в зависимости от региона. В этих поселениях плохо развита социальная инфраструктура. В лучшем случае в них имеется сельский клуб, библиотека, магазин, почта. Иными словами, социально-культурная база малых сельских поселений очень бедна, чтобы стать подспорьем школе в организации воспитательно-образовательного процесса. Потребность в специально организованной педагогической деятельности направленной, в том числе и на обогащение коммуникативной компетентности очевидна.

В основных малочисленных школах работают небольшие, но, как правило, стабильные коллективы, состоящие из учителей - местных жителей, проживающих рядом. Многие из них ведут по 2-3 и более предметов. Часто иностранный язык, музыку, ИЗО, физкультуру, информатику, технологию ведут неспециалисты. Состояние воспитательно-образовательного процесса в них полностью зависит от учителя и определяется его квалификацией.

Анализ статистических данных по числу общеобразовательных начальных, основных, средних (полных) школ показывает, что такая особенность, как малочисленность учащихся, характерна для всех видов школ. В Российской Федерации на начало 2002/2003 учебного года каждая вторая начальная школа - с контингентом обучающихся до 10 человек, каждая пятая - с контингентом от 11 до 14 человек. В каждой третьей школе обучается 40 и менее учеников, в каждой пятой средней (полной) школе - 100 и менее учащихся.

Важным в нашем исследовании является то, что особенности сельского социума характеризуют коммуникативную среду сельского школьника. При анализе сформированности коммуникативной компетентности учащихся сельской школы необходимо учитывать такие особенности как:

ограничение в возможности выбирать объединения по интересам, посещать различные кружки секции в силу их отсутствия;

замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров;

более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка;

педагогические коллективы сельских школ немногочисленны;

состояние воспитательно-образовательного процесса в сельских школах полностью зависит от учителя и определяется его квалификацией.

Страницы: 1 2 3 4 


Новое в образовании:

Современное состояние изученности проблемы
К числу основных задач, решавшихся в ходе исследования процесса технического творчества объектом изучения зачастую становился не человек с его индивидуальными особенностями (знаниями, способностями, одаренностью, уровнем развития психических процессов памяти, воображения, мышления, их взаимодействи ...

Анализ деятельности Дворца Детского Творчества Фрунзенского района
Дворец детского (юношеского) творчества Фрунзенского района – одно из крупнейших и старейших учреждений дополнительного образования Санкт-Петербурга, создан в 1936 году как Дом художественного воспитания детей. Сегодня здесь занимаются около 6000 учащихся и работают 156 квалифицированных педагогов, ...

Место и роль выбранной темы в учебном плане подготовке специалистов
Образовательная программа, представляет собой нормативно - констатирующий документ, проектирующий содержание, ход и результаты образовательного процесса. Ответственность за качество реализации образовательной программы несет, прежде всего, сам педагог. Такую ответственность за качество решения пост ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru