Роль родного языка в развитии личности ребенка

Педагогика сегодня » Роль родного языка в развитии личности ребенка

Страница 2

Воспитатель обязан помнить, что речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его учения в школе, для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Объем речевых навыков у детей разных возрастов

В доречевой период

своего развития малыш криком и так называемыми предречевыми голосовыми реакциями выражает различные желания: «Хочу есть», «Не хочу лежать в мокром» и т. д. Разнообразные интонации свойственны крику ребенка уже в первые недели жизни; с ростом ребенка они становятся все выразительнее и смысл их начинают понимать не только мать, но и другие, связанные с ребенком лица. Следовательно, крик ребенка выполняет определенную коммуникативную функцию (функцию общения).

С полуторамесячного возраста малыш пытается артикулировать звуки речи. Конечно, вначале это еще только предречевые голосовые реакции

: гуление, свирель, лепет, модулированный лепет.

Существует определенная последовательность в развитии предречевых реакций.

Процесс эмоционального общения с ребенком в этот период носит характер игры: взрослый и ребенок попеременно повторяют друг друга, подражают друг другу – если взрослый улыбается, ребенок тоже улыбается.

Но вот наступает время (между 10-12 месяцами), когда ребенок, модулируя слог, не просто играет, а вкладывает в него определенный смысл. Этот слог принадлежит какому-либо слову:

– Ки… – говорит он, указывая на кошку, и смотрит в лицо взрослого, ожидая подтверждения.

– Киса, – откликается взрослый. – И ребенок удовлетворенно повторяет:

– Ки.

Ребенок заговорил. Его первые «слова» – это ударные слоги знакомых ему слов: «ка» (каша), «толь» (стол), «па» (платье), но обозначают эти слоги даже не слова, а целые предложения («ка» – это и «Толя ест кашу», и «каша в бутылочке», и «бабушка варит кашу»).

В развитии речи от года до семи лет наблюдаются такие периоды:

I. Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней:

- 1 год 3 мес. – 1 год 8 мес. Произносятся однословные предложения-слоги,

- 1 год 8 мес. – 1 год 10 мес. Произносятся предложения из нескольких слов-слогов;

II. Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения:

- 1 год 10 мес. – 2 года 1 мес. В предложениях употребляются полные слова, но без окончаний или с неправильными окончаниями,

- 2 года 1 мес. – 2 года 3 мес. В предложениях употребляются оформленные слова: усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов,

- 2 года 3 мес. – 3 года. В предложениях употребляются служебные слова для выражения синтаксических отношений;

III. Третий период – период усвоения грамматической системы русского языка:

- 3 года – 7 лет. Совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

В речи ребенка последовательно совершенствуются:

1) синтаксический строй предложения (а также выразительность его интонации);

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Методы и приемы обучения лепке в подготовительной группе детского сада
Основная цель работы по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет – приобщение к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству. К подготовительной группе у детей появляется необходимый зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получил ...

Педагогическая сущность профессиональной деятельности преподавателя, тренера в физическом воспитании и спорте
Успешность работы педагога по физической культуре, тренера в спорте, учителя физической культуры зависит от уровня профессионализма. "Профессионал — это специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, ...

Методика работы над орфографическим правилом
Формирование навыка грамотного письма у школьников базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил. Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим. Тем самым они избавляют пишущих от необходимости запоминать образ к ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru