Понятия межкультурной коммуникации и компетенции в современной педагогической науке

Педагогика сегодня » Формирование межкультурной компетенции на уроках иностранного языка в средней школе » Понятия межкультурной коммуникации и компетенции в современной педагогической науке

Страница 3

• развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка: — формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире; — формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры; — развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка; — осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек .

Следовательно, из общих целей обучения вытекает непосредственная цели преподавателя, которая состоит в том, чтобы сформировать и развить у учащихся следующие умения:

– употреблять ИЯ в аутентичных ситуациях межкультурного общения;

– объяснить и усвоить чужой образ жизни;

– расширить индивидуальную картину мира за счет приобщения к языковой картине мира носителей изучаемого языка.

Данная цель содержит в себе три взаимосвязанных аспекта: прагматический, когнитивный, педагогический.

Прагматический аспект связан с формированием у обучающегося коммуникативной компетенции, когнитивный – с использованием иностранного языка в качестве инструмента познания иной лингвокультуры и средств развития межкультурной компетенции и личности в целом. Педагогический же аспект призван определить модус внелингвистического существования (поликультурной языковой личности). К внелингвистическим качествам личности, способной успешно общаться в ситуациях межкультурного взаимодействия, относятся самостоятельность, активность и эмпатия. Иногда эмпатия связывается с проявлением толерантности к другому образу мысли.

Таким образом, обучение общению на иностранном языке в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями. Без этого нет и не может быть практического овладения языком. Культуроведческая направленность обучения иностранному языку обеспечивает реализацию не только общеобразовательных и воспитательных целей, но также вполне конкретных практических целей. Одна из важнейших задач учителя – необходимость разработки технологии обучения социокультурному компоненту в содержании обучения иностранному языку. При этом не следует забывать о родной культуре учащихся, привлекая ее элементы для сравнения, – поскольку только в этом случае обучаемый осознает особенности восприятия мира представителями другой культуры. Исходя из этого, учащиеся должны получить знания по основным темам национальной культуры стран изучаемого языка (по истории, географии, политико-общественным отношениям, образованию, спорту), а также знания о социокультурных особенностях народов – носителей языка.

Качество обучения во многом зависит от подобранного страноведческого и лингвострановедческого материала. Актуальная и интересная информация о жизни и быте в странах изучаемого языка, фотографии, схемы, статистика, подробные комментарии учителя и коммуникативные упражнения, основанные на представленном материале, позволят учебно-методическим комплексам по иностранному языку полностью соответствовать современной образовательной парадигме в нашей стране.

Страницы: 1 2 3 


Новое в образовании:

О способах решения проблем введения теории вероятностей в школьный курс математики
Рассмотрим вопрос о том, что необходимо изменить для возможности ведения теории вероятностей в школьный курс математики. На сегодняшний день встает проблема организации учебной деятельности. Одним из путей решения изучаемой нами проблемы в обучении учащихся различным приемам самостоятельного познан ...

Сущность концепции совершенствования технологической подготовки будущих учителей
Концепция высшего педагогического технологического образования, включающая переосмысление как содержательного компонента, так и его структурных частей, предполагает обновление методологических, психолого-педагогических и методических подходов к технологической подготовке, направленных на повышение ...

Материалы, применяемы в декоративной лепке
Для организации занятий по декоративной лепке с детьми 5-7 лет используют глину и пластилин. Человек с древних времен знает, что из глины можно лепить, и с давних времен люди занимались гончарным делом. Глина вошла в быт человека, из нее готовят посуду, глиняными, обожженными плитками покрывают кры ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru