Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения

Педагогика сегодня » Развитие творческого воображения в изодеятельности детей дошкольного возраста » Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения

Страница 2

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приёмов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например ребёнок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование (то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более оригинальными.

В самом общем виде (опираясь на исследования Б.М.Неменского, Г.Каринского и др.) работу, стимулирующую творчество детей, можно проводить по трём этапам.

I этап – обучающий. Цель: непосредственное обучение основам изображения с помощью нетрадиционного использования традиционных материалов; освоение техники как языка художественно-графических образов при использовании различных материалов.

II этап – закрепляющий. Цель: использование приёмов работы, материалов и оборудования в соответствии с решением творческой задачи (акварель и акварельный мелок, гуашь и восковой мелок, восковой мелок и акварель и т.д.).

Тематика конкретных заданий выбирается с учётом особенностей времён года, при этом механически не подчинено им. Учитывается тяга дошкольников к фольклорным формам художественного творчества. Выбор знаний соотносится с интересом детей в их повседневной жизни. Работы преимущественно носят характер импровизаций на основе непосредственных наблюдений с натуры или по памяти, по представлению, по воображению.

На втором этапе задания связаны с постижением цвета, характером графической линии, освоением технических приёмов работы кисточкой, палочкой, карандашом и т.д., непосредственно связаны с композиционным решением:

Равномерное заполнение листа.

Выделение первого плана.

Передача первого и второго планов (то, что ближе – больше и расположено ниже на листе бумаги, что дальше – меньше и расположено выше на листе бумаги).

Передача движений.

Композиция из нескольких фигур.

Выделение главного размером и цветом.

Элементы загораживания.

Равновесие композиции, в том числе композиционное равновесие больших декоративных пятен.

Выражение характера линией и цветом.

Графическая работа мелком, карандашом, палочкой, гуашью, углём и грифелем развивают мелкую пластику. Живописное освоение листа большого формата гуашевыми красками и широкой кистью помогают раскрепоститься и учат легко работать во всех направлениях, свободно координируя движения всей руки.

III этап – самостоятельная деятельность детей в работе с художественными материалами и реализация творческих замыслов.

Цель третьего этапа – стимуляция творческой деятельности детей за счёт свободного выбора художественных материалов и оборудования.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что творцом так же, как и интеллектуалом становятся, а творческие способности не создаются, а высвобождаются как спонтанно, так и в специально организованном окружении (людей и материалов).

По мнению Н.С. Лейтеса, важными предпосылками развития детской одарённости являются возрастные особенности, которые можно считать компонентами детских способностей: «Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх, неустанная любознательность».

Таким образом, ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Принцип целенаправленности
Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания – формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее ...

Понятие и сущность народной педагогики
В этой главе моей работы речь пойдёт о таком понятии как народная педагогика. О русских культурных традициях и их роли в гражданском воспитания дошкольников. Но для начала, я считаю целесообразном – ввести такое в понятие как “народная педагогика”. Так что же такое народная педагогика? Недавно на о ...

Технология проведения эксперимента
Прежде всего, во второй (экспериментальной) группе благодаря необычным методам ведения урока установилась свободная, непринужденная атмосфера, насколько это возможно устроить в школьных условиях. Ученики чувствовали себя активными участниками беседы, а не просто пассивными слушателями, могли предла ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru