Гражданское образование учащихся

Страница 2

превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса;

широкое участие обучающихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;

создание в школе среды взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, диалога, консенсуса, согласование интересов групп участников школьной жизни, включая родителей и общественность, поощрение свободного и открытого обсуждения организационных принципов в жизни коллектива

создание в школе среды самосовершенствования и обновления; правового пространства (системы формальных и неформальных норм и традиций), развитие школьного соуправления, моделирование институтов демократий;

учет возрастных особенностей и возможностей гражданского становления личности.

В основу гражданского воспитания в школе положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Она предполагает сочетание формирования навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования - создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам. Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом.

В Докладе Государственного Совета РФ «О развитии образования в Российской Федерации» (24 марта 2006 г.) в качестве важнейшей фундаментальной задачи образования названо «формирование гражданских ценностей и убеждений, обеспечение роста самосознания и гражданского взросления общества». В Докладе подчеркивается, что «для решение этой задачи образование всем своим устройством и содержанием должно. выстраивать уклад жизни каждого образовательного учреждения на принципах антиавторитарной педагогики, педагогики сотрудничества и сотворчества детей и взрослых - как модель гражданского общества.

В настоящее время стало ясно, что закрытая от общества школа, как и закрытое общество, не способны к развитию». К числу мер, призванных обеспечить совершенствование качества и эффективности общего среднего образования Доклад относит «формирование у учащихся способности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач» и «расширение проектных, индивидуальных и групповых видов творческой деятельности; увеличение самостоятельной работы с различными материалами, источниками, базами данных; введение социальной и трудовой практик, создание разнообразной учебной среды и т.д.».

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (до 2020 г.), разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, отмечается «возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития». В «рамках перехода российской экономике к инновационному социально-ориентированному типу развития» Концепция предусматривает «переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех; развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально-ответственной личности». В Концепции отмечается, что наиболее полно требованиям выстраивания новой модели общества, обеспечивающей вовлечение заинтересованных субъектов в выработку и реализацию социально-экономической политики, «отвечает эффективно работающая демократическая система. Особенность нынешнего исторического момента заключается именно в становлении работоспособной компетентной демократии, которая обеспечивает не только свободу частных интересов и договорных отношений, но и создает предпосылки для массового, а не избирательного инновационного процесса, ориентированного на глобальную конкуренцию. Только реализовав формулу развития "демократия - человек - технологии" и воплотив ее в повседневную практику жизни общества, Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав».

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Челябинская муниципальная реальная гимназия №18
Челябинская муниципальная реальная гимназия (ЧРГ) - бывшая средняя школа №18 города Челябинска Тульской области - была построена в 1965 году и ничем не отличалась от других (типовых) школ города. Положение стало меняться с 1987 года. 1987 - Школа первой в городе приобрела КуВТ “Электроника 86” и на ...

Методы и приемы обучения лепке в подготовительной группе детского сада
Основная цель работы по изобразительной деятельности с детьми 6-7 лет – приобщение к прекрасному, воспитание любви и интереса к изобразительному искусству. К подготовительной группе у детей появляется необходимый зрительных образов. У детей окрепла мускулатура кисти рук. Дальнейшее развитие получил ...

Учение о фонеме
В отечественной фонологии выделяют два направления: Московскую фонологическую школу (МФШ) и Санкт - Петербургскую фонологическую школу (С -ПФШ) академика Л.В. Щербы. Различия двух отечественных фонологических школ определяются по их отношению к двум вопросам фонологии: 1) как вычленяются фонемы в к ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru