Методика 2 – Последовательные картинки
(О.У.Ушакова, Е.М.Струнина ).
Цель:
определить уровень развития связной речи с использованием серии сюжетных картинок.
Материалы:
наборы последовательных картинок .
Инструкция.
У меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ.
Анализ результатов.
1 балл – рассказ составлен не правильно, на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает;
2 балл – рассказ составлен правильно, состоит из 3 – 4 предложений, но ребенок на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает;
3 балла – рассказ составлен правильно, состоит из распространенных предложений, на уточняющие вопросы отвечает.
Методика 3 – Сочинение рассказа (сказки)
(О.С.Ушакова, Е.М.Струнина ).
Цель:
определение уровня построения логического высказывания и связного изложения.
Методика проведения:
детям предлагается самостоятельно придумать сказку и дать ей название. Никаких указаний по выполнению задания не дается.
Выполнение задания оценивается по следующим показателям:
1 - выраженность сказочного содержания;
2 - соответствие названия содержанию;
3 - логичность, законченность построения;
4 - грамматическая правильность речи;
5 - использование языковых выразительных средств.
Каждый ответ, соответствующий предложенным критериям, оценивается по 3 балла, общая сумма - 15 баллов. Таким образом,
- высокий уровень – баллов;
- средний уровень – баллов;
- низкий уровень – баллов.
Методика № 4 – «Опиши картинку»
(В.П. Глухов )
Цель:
выявить состояние контекстной речи.
Материал:
сюжетные картинки.
Процедура, проведения: исследование было проведено индивидуально. Мы предъявляли ребенку сюжетные картинки.
Предъявляется следующая инструкция: «посмотри внимательно на картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему усмотрению». Параметры качественной оценки.
1 - у существительных / категории единственного и множественного числа/.
2 -у глаголов / категории единственного и множественного
числа/.
3 - категории совершенного и несовершенного вида.
4 - предлоги.
5 - наличие местоимений.
6 - связная речь.
Оценка результатов.
6 баллов - в речи ребенка встречаются 6 фрагментов речи,
4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи,
0-1 баллов - не более одного фрагмента речи.
Выводы об уровне развития.
6 баллов - высокий уровень.
4-5 балла - средний уровень,
2-3 балла - низкий уровень,
0-1 балла - очень низкий уровень.
Методика № 5
- «Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)»
Цель:
выявление возможностей детей с проблемами в развитии воспроизводить небольшой по объему и прост ой по структуре литературный текст.
Материал:
литературный текст школьной программы для первого класса.
Процедура проведения:
Текст прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. Рекомендуется задавать вопросы по содержанию текста. При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.
Новое в образовании:
Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы
Цель нашей курсовой работы – выявление эффективных форм педагогического просвещения родителей, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач: исследование и сравнительный анализ форм работы ...
Общая характеристика игровой деятельности
Часто говорят, что ребёнок играет, когда он, например, манипулирует предметом или выполняет то или иное действие, показанное ему взрослым (особенно, если это действие выполняется не с настоящим предметом, а с игрушкой). Но настоящее игровое действие будет происходить только тогда, когда ребёнок под ...
Анализ программы подвижных игр в комплексной программе физического
воспитания начальной школы
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и умений. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное в ...