Проблема адаптации в современной социально-педагогической и психологической литературе

Педагогика сегодня » Проблема адаптации и причины дезадаптации в младшем дошкольном возрасте » Проблема адаптации в современной социально-педагогической и психологической литературе

Страница 6

3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности зависит от актуальности образовательного уровня ребенка (знаний, умений, навыков), полученного в дошкольном учреждении или в домашних условиях; интеллектуального развития; от обучаемости как способности овладеть умениями и навыками учебной деятельности, любознательности как основы познавательной активности; от сформированности творческого воображения; коммуникативных способностей (умение общаться со взрослыми, сверстниками).

Т.В. Дорожевец предлагает трехкомпонентную модель приспособления ребенка к условиям школьного обучения. По ее мне­нию, школьная адаптация осуществляется как:

1) академическая, характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни (принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, познавательная активность на уроке;

2) социальная, отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу в виде принятия его одноклассниками, достаточ­ное количество коммуникативных связей, умение решать межлич­ностные проблемы и т. д.;

3) личностная, характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности; выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний, стремления к самоизменению.

Разработка показателей и описание уровней адаптации обусловлены не только задачами изучения ее конкретных аспектов, но и критериями, на основании которых выявляется эффективность адаптационного процесса. В зависимости от выраженности показателей адаптации и их сочетаний речь идет либо о стадиях адаптации, либо о периодах, либо об уровнях адаптации.

Выделяются объективные и субъективные критерии адаптации. Так, к первым относят продуктивность и успешность деятельности, де­ловую включенность, статус личности в коллективе и др. Ко вторым — эмоциональное самочувствие индивида, его активность, стабильность психофизиологического состояния, удовлетворенность работой и др.

Так, Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько выделяют следующие кри­терии уровня адаптации у шестилетних учащихся;

— успешность обучения; успеваемость, овладение навыками, умениями и знаниями по основным предметам, отношение к труду:

— положение в структуре межличностных отношений: статус, эмоциональное самочувствие, общительность;

— общественная активность: участие в общественно-полезной деятельности, самостоятельность, инициативность.

Э. М. Александровская и С. М. Тромбах предлагают в качестве критериев адаптации эффективность учебной деятельности усвоение школьных норм поведения, успешность социальных контак­тов, эмоциональное благополучие.

В исследовании процесса адаптации учителем значимость приобретает анализ эмоциональных проявлений. Это связано с тем, что новые требования изменяют состояние эмоциональной сферы, вызы­вая неспецифическую, стрессовую реакцию организма, вплоть до возникновения пограничных нервно-психических расстройств.

При изучении различных аспектов адаптации отечественные авторы большое внимание уделяют ее факторам. Необходимо отметить, что в некоторых исследованиях происходит смешение поня­тий «факторы» и «критерии» адаптации. Подобная ситуация обусловле­на тем, что адаптация может рассматриваться как процесс (развитие явления во времени) и как результат (следствие этого развития). В слу­чае, если адаптация рассматривается как процесс, речь должна идти о ее факторах, о совокупности условий или обстоятельств, которые опре­деляют результат. Если анализируются результаты этого процесса, то говорят о критериях и показателях, то есть о средствах проверки эффек­тивности протекания адаптации.

Под факторами адаптации в социально-психологической науке понимаются причины, движущие силы данного процесса, определяю­щие его характер. Наиболее распространено деление факторов на объективные и субъективные (относящиеся к среде и личности адаптанта). Как правило, объективные факторы рассматриваются иссле­дователями в качестве внешних условий психической адаптации.

По результатам исследований Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько позитивную роль в адаптации к школе играют следующие факторы:

— благоприятная семейная микросреда, для которой характерно отсутствие конфликтных ситуаций;

— правильные методы воспитания в семье;

— полноценное общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе;

— тесный контакт родителей с учителем;

— выполнение ребенком требований школьного режима.

Можно выделить несколько уровней адаптации первоклассников к школе, причем каждому уровню соответствует определенная группа детей, имеющих приблизительно одинаковые показатели по всем крите­риям. Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько, опираясь на исследова­ния Г. М. Чуткиной, определяют уровни адаптации следующим образом:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Челябинская муниципальная реальная гимназия №18
Челябинская муниципальная реальная гимназия (ЧРГ) - бывшая средняя школа №18 города Челябинска Тульской области - была построена в 1965 году и ничем не отличалась от других (типовых) школ города. Положение стало меняться с 1987 года. 1987 - Школа первой в городе приобрела КуВТ “Электроника 86” и на ...

Педагогический эксперимент
Для подтверждения теоретических положений нами был проведен педагогический эксперимент, который проводился на базе школы муниципальной общеобразовательной колы с углубленным изучением отдельных предметов № 8 г. Ленинска-Кузнецкого в 3 «А» классе. В экспериментальном исследовании участвовало 19 чело ...

Время как фактор успешности учения
Какое влияние оказывает время на успешность учебы школьников? Для педагогов такая постановка нова. Мы все больше имели дело со временем социальным, внешним по отношению ко внутреннему, определяющему познавательный процесс ребенка, и потому соотносили его с деятельностью педагогов и учением. В этом ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru