Рассмотрение речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка

Педагогика сегодня » Этиология и принципы анализа речевых нарушений » Рассмотрение речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка

Страница 3

При анализе речевых нарушений обращается внимание на нарушенные операции - мотивационность, целенаправленность, которые могут избирательно страдать у некоторых категорий аномальных детей. Это имеет значение для диагностики речевых расстройств и для определения путей и методов их коррекции. При оценке речевых нарушений необходимо выделять, с одной стороны, сформированность речевых механизмов - действий программирования речевых операций, с другой - сформированиость речевых умений, т. е. умения ребенка использовать речевые механизмы для различных целей общения.

Таким образом, комплексный всесторонний анализ речевых нарушений имеет важнейшее значение для понимания структуры дефекта различных речевых расстройств, их диагностики, научно обоснованной системы их преодоления и предупреждения. Анализ речевых нарушений строится с учетом: принципа развития, системного подхода, связи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Дальнейшее развитие комплексного анализа речевых нарушений на основе достижений логопедии и смежных наук откроет новые возможности для более четкой дифференциальной диагностики, классификации речевых нарушений, а также для разработки адекватных путей и методов их преодоления.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций: развитие моторики, особенно речевой моторики, развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания: формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений, воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия - воспитанию всесторонне развитой личности. Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обусловливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего, на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Л.С. Выготский отмечал, что сущность развития ребенка – это процесс его постепенного вхождения в культуру, прежде всего, через овладение "орудиями ума", т.е. словами-понятиями, формирующими человеческое сознание. Ученик Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, развивая эту мысль, писал, что ребенок учится смотреть на мир сквозь "очки" человеческой культуры, через понятия, слова. Речь, таким образом, дифференцирует, аккумулирует, сохраняет в сознании ребенка все впечатления. Для педагогов, логопедов и психологов речь является своеобразным "рентгеновским аппаратом", высвечивающим своеобразие становления детского интеллекта и социальные условия, способствующие этому процессу.

Страницы: 1 2 3 


Новое в образовании:

Планирование урока немецкого языка с использованием различных мультимедийных средств
Еще несколько лет назад использование компьютера на уроке казалось чем-то необыкновенным и почти нереальным. Необыкновенным, потому что не было того обилия программ и пособий, каким мы располагаем сейчас. Нереальным, потому что само присутствие компьютера на уроке уже было событием. Сегодня в распо ...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования информационных технологий в обучении
В педагогической науке и практике проблема обеспечения учебного процесса средствами обучения стала рассматриваться и исследоваться как комплексная педагогическая проблема. Несмотря на достижения в этой области еще не создана целостная система проектирования и комплексного применения средств обучени ...

Семья как базовый институт
Крепкая семья - крепкое государство, благополучное общество. Это утверждение, с той или иной степенью аргументации, все чаще можно встретить в научной литературе, в средствах массовой информации, в повсеместном общении. Мы все больше приходим к осознанию того, что именно семья является важнейшим ба ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru