Рассмотрение речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка

Педагогика сегодня » Этиология и принципы анализа речевых нарушений » Рассмотрение речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка

Страница 3

При анализе речевых нарушений обращается внимание на нарушенные операции - мотивационность, целенаправленность, которые могут избирательно страдать у некоторых категорий аномальных детей. Это имеет значение для диагностики речевых расстройств и для определения путей и методов их коррекции. При оценке речевых нарушений необходимо выделять, с одной стороны, сформированность речевых механизмов - действий программирования речевых операций, с другой - сформированиость речевых умений, т. е. умения ребенка использовать речевые механизмы для различных целей общения.

Таким образом, комплексный всесторонний анализ речевых нарушений имеет важнейшее значение для понимания структуры дефекта различных речевых расстройств, их диагностики, научно обоснованной системы их преодоления и предупреждения. Анализ речевых нарушений строится с учетом: принципа развития, системного подхода, связи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Дальнейшее развитие комплексного анализа речевых нарушений на основе достижений логопедии и смежных наук откроет новые возможности для более четкой дифференциальной диагностики, классификации речевых нарушений, а также для разработки адекватных путей и методов их преодоления.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций: развитие моторики, особенно речевой моторики, развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания: формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений, воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия - воспитанию всесторонне развитой личности. Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обусловливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего, на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Л.С. Выготский отмечал, что сущность развития ребенка – это процесс его постепенного вхождения в культуру, прежде всего, через овладение "орудиями ума", т.е. словами-понятиями, формирующими человеческое сознание. Ученик Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, развивая эту мысль, писал, что ребенок учится смотреть на мир сквозь "очки" человеческой культуры, через понятия, слова. Речь, таким образом, дифференцирует, аккумулирует, сохраняет в сознании ребенка все впечатления. Для педагогов, логопедов и психологов речь является своеобразным "рентгеновским аппаратом", высвечивающим своеобразие становления детского интеллекта и социальные условия, способствующие этому процессу.

Страницы: 1 2 3 


Новое в образовании:

Критерии и уровни диагностики нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста
Нравственная воспитанность характеризуется уровнем знаний сущности и пониманием нравственных качеств, норм, правил, осознанным принятием общечеловеческих ценностей и ориентированностью на них в любой, в том числе эстетической, творчески направленной деятельности, а также характером и уровнем эмоцио ...

Характеристика и анализ парциальных программ по физическому воспитанию
Программы физкультурно-оздоровительного направления Программа «Физическая культура – дошкольникам» Автор: Л.Д. Глазырина. Цель программы — оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенк ...

Методы оценки физического развития
Оценка физического развития может проводится с помощью методов: антропометрических стандартов и индексов. Оценка физического развития детей по антропометрическим стандартам. Антропометрические стандарты – это средние величины признаков физического развития, полученные путем статической обработки бо ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru