Термины и понятия гражданского образования

Страница 2

Признаки гражданских компетенций личности:

многофункциональность: овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения важных целей и решения сложных задач в различных ситуациях;

надпредметность и междисциплинарность: они применимы в различных ситуациях: в школе, в семье, на работе, в политической сфере и др.;

развиваемость: гражданские компетентности требуют развития абстрактного мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др.;

многомерность: они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения: аналитические, критические, коммуникативные, а также здравый смысл.

Основные гражданские компетенции личности включают в себя следующий перечень:

учебно-познавательная компетенция - самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить;

общественно-политическая и правовая компетенция - реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина во взаимодействии с другими людьми и властью;

морально-нравственная компетенция - личное совершенство человека как совокупность морально-этических знаний и умений определять и оценивать свое поведение, основываясь на моральных нормах и этических понятиях, соответствующих гуманистическим и демократическим ценностям;

социально-экономическая компетенция - совместимость, пригодность личных качеств к будущей профессии, ориентирование на рынок труда, знание норм трудовой и коллективной этики.

Социализация школьников - важнейшая цель гражданского образования. Их гражданские знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Школьники обязательно должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, политики, культуры. Гражданское образование направлено на воспитание внутренней свободы ученика, создание условий для раскрытия его личностного творческого потенциала.

Гражданское воспитание - такое словосочетание иногда употребляют при обсуждении проблем гражданского образования, подчеркивает основную направленность деятельности педагогов. Предметное обучение по общественно-политическим дисциплинам только тогда можно назвать гражданским образованием, когда преподавание носит подчеркнуто воспитательный характер, когда оно направлено не на передачу некоей суммы знаний, а на формирование личностной позиции в системе общественных отношений.

Воспитание гражданина, живущего в демократическом государстве - главная цель гражданского образования. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями (о правах человека, о государстве, о выборах и т.п.), умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми и др.), ценностями (уважение к правам других, толерантность, готовность к компромиссу и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.

Процесс гражданского воспитания с точки зрения социализации - это процесс, посредством которого человек развивает способности, отношения и формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором он живет и достигает социальной компетентности. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах жизни. Социализация - развитие и саморазвитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Процесс социализации происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Эффективность воспитания определяется не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности.

Результатом гражданского образования станут такие проявления воспитанников, как:

уважение к закону при развитии инициативы, ответственности, умения пользоваться личными свободами;

критическое мышление и противостояние манипуляциям со стороны власти и средств массовой информации, независимость суждений, рациональное обоснование своей точки зрения;

приверженность системе демократических и гражданских ценностей, основанная на разуме, чувствах и опыте личности;

руководство универсальными человеческими принципами при столкновении различных воззрений на нормы морали и жизненные ценности.

Главный результат гражданского образования - это то, что оно формирует уважение к людям, терпимость к противоположной точке зрения, учит правилам общественной полемики. Тем самым оно способствует цивилизованному диалогу в обществе, а также дает каждому гражданину возможность участвовать в обсуждении и выработке важных для общества решений.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Воспитание в Америке
Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректн ...

Методы воспитания прошлого столетия и воспитание в современном мире
Во все времена в центре внимания чеченского общества был человек, следующий нормам и принципам народной этики. Одним из главных источников изучения того, как чеченцами понимался идеал человека, является их устное народное творчество. Чеченские народные сказки, этические песни несут в себе большую н ...

Изучение эмоционального отношения к школе
Материал: 22 карточки с прилагательными антонимами, 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой – ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Эксперимент проводится следующим образом. Перед ребенком ставят 2 карточки и дают следующую инструкцию ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru