Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников

Педагогика сегодня » Методика работы над русскими народными сказками » Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников

Страница 4

· Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.

· Взрослый - рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.

· Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

· Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.

· Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций.

· Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.

· Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).

Как никакие другие, русские сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец.

К сожалению, очень часто этот творческий потенциал, заложенный в русских народных сказках, не раскрывается на уроках, поскольку изучение сказок в большинстве случаев сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии сказки; в результате разрушается целостность ее художественного мира и ее особое обаяние пропадает.

Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она “складывается”, дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в народной сказке, – гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению русской народной сказки в школе.

Предлагаемая система вопросов и заданий, ориентированных на проверку первичного восприятия сказки, анализ системы образов и сюжетно-композиционных особенностей фольклорной сказки в согласии с их жанровой природой, способствует более глубокому пониманию и восприятию детьми ее нравственно-эстетического содержания.

Идея комплексного подхода к первичному восприятию волшебной сказки, принцип целостного ее анализа пока еще не стали общепринятыми в методике. В многочисленных публикациях мы находим отдельные интересные наблюдения, касающиеся образов героев, сюжета, языка волшебной сказки, указания на эффективность применения тех или иных приемов ее изучения. Однако эти замечания остаются разрозненными и, не будучи сведены в систему, не могут обеспечить продуктивное движение детей под руководством учителя к постижению глубоко метафорического смысла читаемого текста. Примерно результаты проверки первичного восприятия сказки у младших школьников можно осуществлять, по приведенной ниже методике оценивая восприятие детьми определенных моментов на стадии их ознакомления или игры со сказкой.

Таблица 1.

Проверка первичного восприятия сказки по определенным критериям

Дети

Оцениваемые аспекты восприятия

Общ.

балл

Восприятие системы образов сказки

Восприятие сюжетной организации сказки

Восприятие композиционных особенностей сказки

Восприятие Языковых формул сказки

1. Абрамов Коля

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

24

2. Белых Настя

3

2

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

34

3. Есина Настя

1

1

1

2

2

1

2

1

1

1

2

1

16

4. Кривоносова Лена

2

2

3

3

2

2

2

2

2

2

1

2

25

5. Купавцев Саша

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

36

6. Мазин Витя

2

3

2

3

2

3

2

2

3

3

3

2

30

7. Редникин Коля

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

14

8. Соловьева Маша

2

3

3

3

2

3

2

3

3

3

2

2

31

9. Урюпин Максим

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

23

10. Филин Сережа

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

25

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Из истории натюрморта
Изображение предметов известно в искусстве античности и средних веков (особенно богат жанр китайской живописи «цветы-птицы»). Но первым собственно натюрмортом в станковой живописи признается картина венецианца Якопо де Барбари (1504). В 17 веке жанр натюрморт переживает расцвет: фламандские мастера ...

Особенности речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основными из них являются: 1) степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит; 2) время возникновения дефекта слуха: если слух был нарушен после 3 лет, у ребенка может быть фразовая речь с незначительными отклонениями в словаре, ...

Типы данных, используемых в психолого-педагогической диагностике
В психолого-педагогической диагностике используются следующие типы данных: L-данные (Life record data), полученные путём регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. Основные требования: оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюда ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru