Особенности письменной речи детей с общим недоразвитием речи

Страница 3

Аграмматическая дисграфия вызывается несформированностью языковых обобщений (морфологических и синтаксических). Виды аграмматизмов: 1)на уровне связного текста: искажение структуры текста, пропуск частей, искажение причинно-следственных связей; 2)на уровне предложения (синтаксические): пропуск значимых элементов предложения, нарушение порядка слов в предложении, искажение причинно-следственных связей; 3)на уровне словосочетаний и слов (морфологические). Это нарушение словоизменения и словообразования: нарушение предложно-падежных конструкций; нарушение согласования существительного и глагола в числе и лице; нарушение согласования существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, особенно в среднем роде; нарушение использования глаголов совершенного и несовершенного вида; неправильное образование прилагательных от существительных; неверное использование уменьшительно-ласкательных суффиксов; неверное образование названий детенышей животных; нарушение использования множественного и единственного числа.

Как правило, дисграфия в чистом виде встречается крайне редко, чаще всего это сочетание различных видов дисграфии. Часто дисграфии переплетаются с дизорфографией или дислексией.

Итак, в первой главе были рассмотрены нейропсихологические, психологические и психолингвистические аспекты развития письменной речи с точки зрения разных авторов – А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и др.; предпосылки и развитие письменной речи при нормальном онтогенезе, а также особенности письменной речи у детей с общим недоразвитием речи. В параграфе 1.1. были разграничены понятия «письменная речь» и «письмо», описано содержание их с позиции мультидисциплинарного похода, а также выделены механизмы мозговой организации письма, процессы и операции, происходящие в центральной нервной системе в период овладения письменной речью. В следующем параграфе представляются вниманию предпосылки развития письменной речи в онтогенезе и идет описание так называемого грамматического периода языкового развития, где представлены общие закономерности формирования функций письменной речи. Обозначена прямая связь между общим речевым развитием и способностью к овладению навыками письма и описаны сами этапы становления письменной речи.

В параграфе 1.3. описывается состояние речи младших школьников с общим недоразвитием речи, рассматриваются различные специфические ошибки, которые могут возникать в ходе овладения письменной речью, возможные причины возникновения таких ошибок. Кроме того, в параграфе приведена наиболее точная классификация видов дисграфий – классификация Р.И. Лалаевой.

Страницы: 1 2 3 


Новое в образовании:

Проблемы интеграции в процессе обучения
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарнос ...

Натюрморт и его особенности
Натюрморт (фр. Nature morte–мертвая натура; англ. still life, нем. Stilleben) - жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, ...

Роль коллективного анализа и саморефлексии в становлении и корректировке лидерских качеств подростков
Для успешного развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу. Понятие «педагогические условия» вызывает большое количество споров среди исследователей и по содержанию и по вопросам ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru