Формирование адаптивных качеств учащихся

Страница 2

Ниже представлен план основных и темати­ческих блоков спецкурса, план-конспект одного из занятий и несколько творческих заданий.

План тематических блоков

Блок 1. Оптимизм как характеристика пози­тивного мышления.

Блок II. Позитивное мышление о способах взаимодействия с людьми, имеющими пробле­мы в общении.

Блок III. Любовь в ее различных проявле­ниях как характеристика позитивного мышле­ния.

Блок IV. Правила позитивного мышления.

План-конспект занятия по теме «Любовь к Родине»

Цель занятия - вывести детей на освоение социальных ценностей через понятие «любовь и уважение к своей Родине» (позиция о целесо­образности жизни на своей Родине, о возмож­ности быть счастливым и в стране с экономиче­ским кризисом - все зависит от человека, от его подхода к жизни).

Алгоритм процедур и операций:

1. Прослушивание Полонеза ля минор М. Огиньского.

2. Вопрос детям: «Почему этот полонез на­зывается «Прощание с Родиной»?

3. Ответы детей.

4. Пояснение преподавателя, что М. Огинский был вынужден бежать из Польши после разгрома восстания поляков против России. сделавшей Польшу своей колонией. Все годы эмиграции его преследовала ностальгия. Тогда он и написал этот полонез.

5. Вопрос учителя детям: «Что такое нос­тальгия»?

6. Ответы детей.

7. Слово учителя. Следует акцентировать внимание на том, что большинство людей, уехав­ших на чужбину, страдают от разлуки с Роди­ной, как бы богато они ни жили на чужбине. Ностальгия - очень серьезное переживание и надо помнить об этом. когда собираешься пере­ехать жить за границу: а не сделаешь ли хуже себе? Ведь каждый человек «корнями» связан со своей страной. И растение, вырванное с кор­нем из земли, не всегда приживается на другой почве. Так и человек. Поэтому, например, рус­ские эмигранты (и прошлых эпох. и нынешних) страдают ностальгией, вспоминают русский снег, русские березки, часто смотрят русские фильмы, слушают русскую музыку, например. песню «Вечерний звон».

8. Прослушивание песни «Вечерний звон» в записи. Одновременно с помощью диапроекто­ра или эпипроектора демонстрируется репро­дукция картины И. Левитана «Вечерний звон».

9. Вопрос детям: «Как бы вы охарактеризо­вали двух разных людей по их высказываниям?»

Первое высказывание: «Родина везде, где хорошо платят».

Второе: «Хоть та земля теплей, а родина ми­лей». (Фрагмент из песни Э. Колмановского и И. Шаферана «Журавленок».)

10. Ответы детей.

11. Слово учителя о том, что деньги не заме­нят Родины. Переход к мысли, какие добрые и мужественные люди были и есть в нашей стра­не (примеры из исторического прошлого Рос­сии, настоящего времени). При всех трудностях современной жизни надо не страдать, а помо­гать себе (а тем самым и своей стране) своей ак­тивностью, стремлением сделать свою жизнь лучше, но не за счет других. Можно стать обес­печенным человеком, не будучи при этом подле­цом, и помогать другим. Можно быть счастли­вым и в своей стране при всех ее трудностях -всё зависит от человека, от его подхода к жизни.

12. Прослушивание хора «Славься» М. Глинки из оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»),

Примеры творческих заданий из различ­ных занятий

1. Прослушивание украинской песни «Бы­вайте здоровы» (в транскрипции телепередачи «Старые песни о главном - 1»). Перед прослу­шиванием вопрос детям: «Эту песню сочинил оптимист или пессимист? Почему?»

2. Прослушивание темы Шерлока Холмса из увертюры к к/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Перед прослушиванием за­дается вопрос: «Что это за персонаж?» После то­го, как дети его узнали, прочесть им литератур­ный фрагмент любого рассказа о Шерлоке Холмсе, который характеризует социоадаптивный стиль общения великого сыщика (например. из рассказа «Пестрая лента» - момент посеще­ния Шерлока Холмса отчимом сестер Стоунер). Перед прослушиванием ставится вопрос: «Поче­му Шерлок Холмс так реагировал на оскорбле­ния, ведь его оскорбляли незаслуженно?»

3. Рассказ педагога о старинной игре участ­ники которой должны были рассердить друг друга. Кто раньше рассердится, тот и считается проигравшим. Вопрос детям: «С какой целью проводилась эта игра?»

4. Прослушивание двух музыкальных фрагментов, отражающих различные модели отношений (например, дуэта Кота и Пирата из мультмюзикла Г. Гладкова «Голубой щенок» и «Песни о дружбе» из кинофильма «Гардема­рины, вперед!», композитор В.Лебедев). Во­прос детям: «Какой вид дружбы вы выбираете и почему?»

5. На основе вальса из балета «Золушка» С. Прокофьева или песни «Добрый жук»

А. Спадавеккиа из кинофильма «Золушка» проводится беседа по следующим направле­ниям: только ли за хрустальные башмачки и роскошное платье принц полюбил Золушку? А если б она была сплетницей, драчуньей, скандалисткой и т.д.?

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Организация конкурсной шоу-программы «Ералаш в лагере»
Как уже было сказано, конкурсные шоу-программы – это зрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей в определенных номинациях. Данная форма работы была выбрана исходя из интересов и потребностей самих подростков, а также исходя из наличия педагогического потенциала данно ...

Роль речи и общения в формировании навыков пространственной ориентировки и мобильности
Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи, какой - либо системы отсчета. Пространственное ориентирование незрячего - сложная познавательная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия различных психических функций. Оно тре ...

Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помога ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru