Особенности формирования логической культуры младших школьников

Страница 2

В процессе классификации дети осуществляют анализ предложенной ситуации, выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и синтеза, и производят обобщение по каждой группе предметов, входящих в класс. В результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку.

М.Н. Шардаков справедливо отмечает, что младший школьник так или иначе совершает мыслительную деятельность систематизации, но он систематизирует данное наглядно, видит систему с внешней стороны, он никогда не думает о последовательности своих мыслей. Он не относится критически к собственному процессу мышления.

Как видно из вышеизложенных фактов все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала.

Поэтому необходимо сформулировать требования, которые предъявляются к мышлению младшего школьника:

Первое требование. По каждому учебному предмету школьники должны овладеть системой теоретических понятий. Кроме того, применяя их для осмысления изучаемого материала, целесообразно использовать не только формально-логические обобщения, но и методы теоретического мышления, адаптированные к школьному обучению.

Второе требование: постепенное возрастание удельного веса логико-познавательных процедур: научного объяснения, описания, предвидения тех или иных фактов.

В результате можно определить следующие задачи, которые должны решаться учителями в процессе преподавания информатики:

1. Необходимо соблюдение принципа преемственности в формировании логического мышления школьников;

2. Преодоление в обучении ограниченности эмпирических формально- логических обобщений и постепенный переход на позицию теоретического мышления;

3. Формирование определений на основе выявления их общей структуры, например: «через род и видовое отличие»;

4. Использование не только готовых классификаций в процессе обучения, но и формирование у учащихся умения классифицировать и распознавать ошибки в классификациях на основе известных правил;

5. Правильное употребление понятия «логического следования», т.е. из истинности высказывания «Если А, то В» не следует истинность высказываний «Если В, то А» или «Если не А, то не В», а следует истинность высказывания «Если не В, то не А» на основе закона контрапозиции. Выяснение сущности доказательства от противного, основанного на методе опровержения, также вытекает из определения понятия «логического следования»;

6. Выявление связи между логической формой (структурой) предложений и возможными следствиями из них, связанными с конъюнктивными и дизъюнктивными признаками понятий;

7. Выработка у учащихся умения точно выражать мысли, находить для них адекватную словесную формулировку.

Все вышеуказанное доказывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным логическим приёмам мыслительной деятельности. В этот период у детей формируются умения выполнять логические операции. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников выделять существенное, обобщать, выявлять отношения между понятиями (причинно-следственные, противоположность), обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно включается в систему, когда ему нужно рассуждать, давать определения понятиям, сопоставлять разные суждения.

Целью обучения информатике в начальной школе является формирование представлений об информации, информационных процессах и алгоритмах, а также начальное знакомство с компьютером. При знакомстве с компьютером дети выполняют задания, закрепляющие их знания по математике, русскому языку, ИЗО, знакомятся с окружающим миром.

Анализ приведённого материала позволяет нам судить о некоторых типичных приёмах и методах, с помощью которых учителя стремятся формировать логическую грамотность школьников в процессе преподавания курса информатики.

На рисунке 3 мы отразили факторы, обуславливающие формирования логической культуры личности младшего школьника в процессе преподавания информатики.

Логика

учебного предмета

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Типология образовательных сред Януша Корчака
Среды разнообразны по содержательным характеристикам и формам. Различают образовательные среды естественные и искусственные, предметные и информационно-динамические, адаптивные и т.п. Существуют различные основания, для типологизации образовательных сред: - по стилю взаимодействия внутри среды (кон ...

Высшее образование, «длинный» цикл
В развитых странах практически завершено внедрение трехступенчатой модели организации стационарного послесреднего образования. Она представляет собой три более или менее самостоятельных и вместе с тем взаимосвязанных цикла обучения. Каждый цикл рассматривается как одна из ступеней высшего образован ...

Планирование производственного обучения
производственное обучение мастер учащийся профтехучилище Под планированием производственного обучения понимается система мер (мероприятий), направленных на создание условий, обеспечивающих качественную профессиональную практическую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональ ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru