В процессе классификации дети осуществляют анализ предложенной ситуации, выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и синтеза, и производят обобщение по каждой группе предметов, входящих в класс. В результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку.
М.Н. Шардаков справедливо отмечает, что младший школьник так или иначе совершает мыслительную деятельность систематизации, но он систематизирует данное наглядно, видит систему с внешней стороны, он никогда не думает о последовательности своих мыслей. Он не относится критически к собственному процессу мышления.
Как видно из вышеизложенных фактов все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала.
Поэтому необходимо сформулировать требования, которые предъявляются к мышлению младшего школьника:
Первое требование. По каждому учебному предмету школьники должны овладеть системой теоретических понятий. Кроме того, применяя их для осмысления изучаемого материала, целесообразно использовать не только формально-логические обобщения, но и методы теоретического мышления, адаптированные к школьному обучению.
Второе требование: постепенное возрастание удельного веса логико-познавательных процедур: научного объяснения, описания, предвидения тех или иных фактов.
В результате можно определить следующие задачи, которые должны решаться учителями в процессе преподавания информатики:
1. Необходимо соблюдение принципа преемственности в формировании логического мышления школьников;
2. Преодоление в обучении ограниченности эмпирических формально- логических обобщений и постепенный переход на позицию теоретического мышления;
3. Формирование определений на основе выявления их общей структуры, например: «через род и видовое отличие»;
4. Использование не только готовых классификаций в процессе обучения, но и формирование у учащихся умения классифицировать и распознавать ошибки в классификациях на основе известных правил;
5. Правильное употребление понятия «логического следования», т.е. из истинности высказывания «Если А, то В» не следует истинность высказываний «Если В, то А» или «Если не А, то не В», а следует истинность высказывания «Если не В, то не А» на основе закона контрапозиции. Выяснение сущности доказательства от противного, основанного на методе опровержения, также вытекает из определения понятия «логического следования»;
6. Выявление связи между логической формой (структурой) предложений и возможными следствиями из них, связанными с конъюнктивными и дизъюнктивными признаками понятий;
7. Выработка у учащихся умения точно выражать мысли, находить для них адекватную словесную формулировку.
Все вышеуказанное доказывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным логическим приёмам мыслительной деятельности. В этот период у детей формируются умения выполнять логические операции. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников выделять существенное, обобщать, выявлять отношения между понятиями (причинно-следственные, противоположность), обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно включается в систему, когда ему нужно рассуждать, давать определения понятиям, сопоставлять разные суждения.
Целью обучения информатике в начальной школе является формирование представлений об информации, информационных процессах и алгоритмах, а также начальное знакомство с компьютером. При знакомстве с компьютером дети выполняют задания, закрепляющие их знания по математике, русскому языку, ИЗО, знакомятся с окружающим миром.
Анализ приведённого материала позволяет нам судить о некоторых типичных приёмах и методах, с помощью которых учителя стремятся формировать логическую грамотность школьников в процессе преподавания курса информатики.
На рисунке 3 мы отразили факторы, обуславливающие формирования логической культуры личности младшего школьника в процессе преподавания информатики.
|
Новое в образовании:
Приемы, условия и средства предупреждения дисграфии у детей с нарушениями
речи
Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпос ...
Исторический аспект изучения вопроса пересказа на уроках чтения
Устная традиция накопления, хранения материала и его обмена существовала уже в глубокой древности. Вся передача знаний осуществлялась путем запоминания и воспроизведения, т.е. пересказа. В настоящее время нет единой точки зрения на понятие пересказа. Многие известные педагоги давали свое определени ...
Работа с компьютером в классе и ее эффективность для изучения немецкого
языка
Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реального действия лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. При этом компьютерные игры не должны заменять обычные, а дополнять их, обогащая педагогический проц ...