Особенности формирования логической культуры младших школьников

Страница 2

В процессе классификации дети осуществляют анализ предложенной ситуации, выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и синтеза, и производят обобщение по каждой группе предметов, входящих в класс. В результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку.

М.Н. Шардаков справедливо отмечает, что младший школьник так или иначе совершает мыслительную деятельность систематизации, но он систематизирует данное наглядно, видит систему с внешней стороны, он никогда не думает о последовательности своих мыслей. Он не относится критически к собственному процессу мышления.

Как видно из вышеизложенных фактов все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала.

Поэтому необходимо сформулировать требования, которые предъявляются к мышлению младшего школьника:

Первое требование. По каждому учебному предмету школьники должны овладеть системой теоретических понятий. Кроме того, применяя их для осмысления изучаемого материала, целесообразно использовать не только формально-логические обобщения, но и методы теоретического мышления, адаптированные к школьному обучению.

Второе требование: постепенное возрастание удельного веса логико-познавательных процедур: научного объяснения, описания, предвидения тех или иных фактов.

В результате можно определить следующие задачи, которые должны решаться учителями в процессе преподавания информатики:

1. Необходимо соблюдение принципа преемственности в формировании логического мышления школьников;

2. Преодоление в обучении ограниченности эмпирических формально- логических обобщений и постепенный переход на позицию теоретического мышления;

3. Формирование определений на основе выявления их общей структуры, например: «через род и видовое отличие»;

4. Использование не только готовых классификаций в процессе обучения, но и формирование у учащихся умения классифицировать и распознавать ошибки в классификациях на основе известных правил;

5. Правильное употребление понятия «логического следования», т.е. из истинности высказывания «Если А, то В» не следует истинность высказываний «Если В, то А» или «Если не А, то не В», а следует истинность высказывания «Если не В, то не А» на основе закона контрапозиции. Выяснение сущности доказательства от противного, основанного на методе опровержения, также вытекает из определения понятия «логического следования»;

6. Выявление связи между логической формой (структурой) предложений и возможными следствиями из них, связанными с конъюнктивными и дизъюнктивными признаками понятий;

7. Выработка у учащихся умения точно выражать мысли, находить для них адекватную словесную формулировку.

Все вышеуказанное доказывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным логическим приёмам мыслительной деятельности. В этот период у детей формируются умения выполнять логические операции. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников выделять существенное, обобщать, выявлять отношения между понятиями (причинно-следственные, противоположность), обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно включается в систему, когда ему нужно рассуждать, давать определения понятиям, сопоставлять разные суждения.

Целью обучения информатике в начальной школе является формирование представлений об информации, информационных процессах и алгоритмах, а также начальное знакомство с компьютером. При знакомстве с компьютером дети выполняют задания, закрепляющие их знания по математике, русскому языку, ИЗО, знакомятся с окружающим миром.

Анализ приведённого материала позволяет нам судить о некоторых типичных приёмах и методах, с помощью которых учителя стремятся формировать логическую грамотность школьников в процессе преподавания курса информатики.

На рисунке 3 мы отразили факторы, обуславливающие формирования логической культуры личности младшего школьника в процессе преподавания информатики.

Логика

учебного предмета

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Факторы, обуславливающие успешность аудирования
Успешность аудирования зависит как от самого слушающего (от степени развитости речевого слуха, памяти, от наличия у него внимания, интереса и т.д.), так и от условий восприятия (темпоральной характеристики, количества и формы предъявлений, продолжительности звучания), а также от лингвистических осо ...

Формирование адаптивных качеств учащихся
Одна из функций работы социального педагога в общеобразовательной школе — помощь детям в сложном процессе их социализации, выработ­ка у них социоадаптивных качеств, помогаю­щих справиться с трудными ситуациями любо­го уровня и позволяющих не только приспособиться к жизни, но и реализовать свой твор ...

Значимость сказки. Познавательное значение сказки
Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное п ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru