Практическая деятельность учащихся - это изучение и преобразование рельных объектов путём применения научных знаний с целью получения новых фактов, эмпирических выводов или овеществлённых продуктов деятельности. Практическая деятельность учащихся реализуется в конкретных формах: трудовая, физическая, конструктивно-техническая, расчётно-измерительная, вычислительная, экспериментальная, изобразительная, речевая. Осуществляя практическую деятельность, учащиеся усваивают правила действия, алгоритмы операций и соответствующие умения и навыки.
Целостно-ориентационная - это оценочная деятельность учащихся.
Она совершается в процессе усвоения целостных аспектов знаний, мировоззренческих идей, связей между наукой и идеологией, которые служат ориентирами в учебной деятельности учащихся при обучении всем учебным предметам. Учебная деятельность также имеет специфические приёмы учебной работы, формирует умения самостоятельной работы с книгой, необходимые для самообразования, а также создаёт источники межпредметных связей по линии общеучебных умений – организационно-познавательных, библиографических и др.
Реализация межпредметных связей ставит задачу изучения деятельности учащихся по усвоению этих связей.
Возникает новый компонент учебной деятельности «межпредметный» (схема 4).
Их анализ позволяет заключить, что в основе выделения видов деятельности как оснований межпредметных связей лежат общие для родственных наук методы (наблюдение, эксперимент) и специфические для отдельных предметных областей способы действий, которые под влиянием переноса на сложные дисциплины трансформируются в обобщённые умения учащихся. Общие действия (распознать, различить, дифференцировать) создают базу для межпредметного переноса и генерализации умений в общепредметные.
В сложных предметах, изучающих общие объекты, формируются «групповые» умения (см. схему 4), которые опираются на общие методы познания явлений общественной жизни.
Внутри циклов учебных предметов рождаются «цикловые» умения, в которых наиболее тесно переплетаются общие научные знания, понятия, методы их добывания и выражения.
Морфологическое разделение умений в соответствии с содержанием знаний и соответствующими им видам деятельности (познавательные, практические, оценочные, учебные) пересекаются с их функциональным разделением на репродуктивные, поисковые, творческие, межпредметные, которые отражают разный уровень сформированности умений учащихся в процессе учебно-познавательной деятельности.
Образовательные функции межпредметных связей естественнонаучных и гуманитарных предметов нацелены на формирование целостной системы знаний ученика о природе и обществе, единой научной картины мира и жизнедеятельности человека.
Повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметных связей усиливает его воспитывающие функции. Интегрирование и координация содержания учебных предметов закладывают прочный фундамент научного миропонимания. Поэтому формирование диалектико-материалистического базируется на осуществлении особенно важных связей между циклами предметов (Э.И. Моносзон).
Развитие методологических понятий (закон, явление, процесс, гипотеза, модель), создающих системность знаний ученика, возможно лишь на основе широких межпредметных связей (Л.Я.Зорина).
Повышая научно-теоретический и идейно-воспитательный уровни содержания знаний, межпредметные связи активизируют умственную деятельность школьника. Развивающие функции межпредметных связей влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся (В.Н.Максимова, А.А.Чурилин).
Новое в образовании:
Особенности патриотического воспитания на современном этапе
Воспитание детей и молодёжи в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных ...
Особенности учебной деятельности учащихся младших классов коррекционных
школ VIII вида
В связи с недоразвитием психики умственно отсталого ребенка огромную роль играет моторная функция его организма. Этим в значительной мере объясняется особое значение деятельности для коррекции дефекта и развития личности ученика вспомогательной школы. Своеобразие личности ребенка с нарушением интел ...
Образование как система и как педагогический процесс
Образование как система — это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федер ...