При этом не следует понимать слова Л. Демоза о том, что родитель должен быть «слугой ребенка», буквально. Данный стиль воспитания не предполагает попустительства прихотям ребенка, а способствует удовлетворению жизненно-важных для него потребностей. Представители гуманистической психологии А.Маслоу, К.Роджерс, Т.Гордон и др. выделяют следующие потребности:
- в любви, - познании,
- внимании, - свободе,
- ласке, - независимости,
- успехе, - самоопределении,
- понимании, - развитии,
- уважении, - самосовершенствовании,
- самоуважении, - реализации собственного потенциала.
Таким образом, Л. Демоз подводит нас к мысли о том, что полноценное воспитание гармоничных, психически здоровых детей может осуществляться только психологическими зрелыми родителями, обладающими, прежде всего, педагогической рефлексией.
В педагогической рефлексии И.А. Карпенко выделяет три блока:
1. Осознание взрослым того, как он ведет себя с ребенком.
1а. Понимание взрослым поведения ребенка при контакте с ним.
2. Осознание взрослым в процессе контакте с ребенком своих чувств и своего внутреннего состояния.
2а. Осознание взрослым состояния и чувств ребенка.
3. Понимание взрослым причин, по которым он испытывает те или иные чувства.
3а. Понимание взрослым причин, по которым ребенок испытывает те или иные чувства.
В современной гуманистической психологии Т. Гордоном разработана техника повышения родительской эффективности, которая раскрывает пути достижения родителями навыков педагогической рефлексии, дает возможность практическим путем овладеть приемами воспитания в личностно-ориентированной модели (помогающем стиле) воспитания. Овладение этой техникой включает в себя выработку умений одобрять ребенка, т.к. «одобрение можно уподобить плодородной почве, позволяющей крошечному семени развиться в прекрасный цветок» (Т. Гордон). Одобрение помогает ребенку реализовать свой потенциал. Техника повышения родительской эффективности предполагает овладение навыками активного слушания, что как раз является мощным предполагает овладение навыками активного слушания, что как раз является мощным стимулом в развитии педагогической рефлексии у родителей, а также навыками «Я -сообщений» и умениями в беспроигрышном разрешении конфликтов, что дает родителям возможность эффективно влиять на детей, способствуя росту ответственности и самосознания детей, самостоятельности в решении их проблем.
Новое в образовании:
Понятие "образовательная среда"
Понятие "образовательная среда" также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. В этом случае предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом (в нашем случае обучающимся). Когда речь идет об обра ...
Дифференциация обучения, как средство повышения эффективности
учебной деятельности младших школьников
Главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разн ...
Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших
школьников с нарушениями слуха
Вопросами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха в нашей стране занимались Т.А.Григорьева, Л.В.Занков, Д.М.Маянц, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, В.А.Синяк, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и другие. Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. ...