Периодизация типов отношений родителей и детей в психоистории

Педагогика сегодня » Взаимодействие муниципальных дошкольных образовательных учреждений с семьей » Периодизация типов отношений родителей и детей в психоистории

Страница 2

1. Инфантицидный, или стиль детоубийства (античность до 4 века до нашей эры). Когда родители боялись, что ребенка будет трудно воспитать или прокормить, они обычно убивали его, и это оказывало огромное влияние на выживших детей. У тех, кому повезло выжить, преобладали проективные реакции. (характерно примером этого стиля является известная сказка «Мальчик- с-пальчик»).

2. Оставляющий стиль (4-13 вв.). Родители начали признавать в ребенке душу, и единственным способом избежать проявления опасных для ребенка проекций был фактический отказ от него - отправляли ли его к кормилице, в монастырь или заведение для маленьких детей, в дом знатного рода в качестве слуги или заложника, отдавали ли навсегда в чужую семью или окружали строгой эмоциональной холодностью дома. Проективные реакции по-прежнему очень сильны: ребенок полон зла, его надо все время бить. Однако возвратные реакции значительно ослабевают.

3. Амбивалентный стиль (14-17 вв.). Ребенку было позволено влиться в эмоциональную жизнь родителей, однако он был по-прежнему вместилищем опасных проекций взрослых. Так, задачи родителей было «отлить» его в «форму», «выковать». Самый популярной метафорой того времени было сравнение детей с мягким воском, глиной, которой надо придать форму. Этот этап отмечен сильной двойственностью. Появилось много руководств по воспитанию детей, в искусстве стал популярным образ заботливой матери.

4. Навязывающий стиль (18в.). Этот стиль стал возможен после грандиозного ослабления проективных реакций и фактического исчезновения возвратных реакций, что стало завершением великого перехода к новому стилю отношений. Ребенок уже в меньшей степени являлся отдушиной для проекций, и родители стремились сблизиться с ним более тесно и обрести власть над его умом и уже по средствам этой власти контролировать его внутреннее состояние, гнев, потребности, даже саму волю. Ребенок воспитывался самими родителями, его нянчила родная мать; он не подвергался пеленанию, его не заставляли а уговаривали; били иногда, но не систематически; повиноваться заставляли часто при помощи слов. Стало возможной истинная эмпатия. Снизилась детская смертность, т.к. за детьми стали ухаживать.

5. Социализирующий стиль (19- середина 20 вв.). Поскольку проекции продолжают ослабевать, воспитание ребенка заключается уже не столько в овладении воли, сколько в ее тренировке, направлении на правильный путь. Ребенка учат приспосабливаться к обстоятельствам, социализируют. До сих пор в большинстве случаев, когда обсуждают проблему воспитания детей, принимают как нечто само собой разумеющееся социализирующую модель. В 19 в. отцы стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием. Стали гораздо чаще выказывать интерес к своим детям, иногда даже освобождая мать от хлопот, связанных с воспитанием.

6. Помогающий стиль (с середины 20 в.). Этот стиль основан на допущении, что ребенок лучше, чем родитель, знает свои потребности на каждой стадии развития. В жизни ребенка участвуют оба родителя, они понимают и удовлетворяют его растущие индивидуальные потребности. Не делается совершенно никаких попыток дисциплинировать или формировать «черты». Детей не бьют и не ругают, их прощают, если они в состоянии стресса устраивают сцены. Такой стиль воспитания требует огромных затрат времени, энергии, а также бесед с ребенком, особенно в первые шесть лет, потому что помочь ребенку решать свои ежедневные задачи невозможно, не отвечая на его вопросы, не играя с ним. Быть слугой , а не повелителем ребенка, разбираться в причинах его эмоциональных конфликтов, создавать условия для развития интересов, уметь спокойно относиться к периодам регресса в развитии - вот что подразумевает этот стиль. Итог этого стиля воспитания, называемого по–разному – демократический стиль, личностно-ориентированная модель воспитания, гармоничный стиль и т.п., - вырастающие добрые, искренние люди, не подверженные депрессиям, неврозам, с сильной волей, которые никогда не делают «как все», имеющие самостоятельность мышления и ответственность.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Образовательные системы дошкольных учреждений
Существует различные виды образовательных систем, программ, альтернативные технологии дошкольного образования. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. В связи с этим дошкольным образовательным учреждениям России, работавшим до1989 года по ...

Проблемы презентации и семантизации лексики
Овладение иноязычной лексикой можно представить как определенную последовательность действий по восприятию лексических единиц (ЛЕ), ознакомлению их содержательной стороной, их осмысленно и запоминанию, а также по приобретению навыков употребления и опознания ЛЕ в речи. С методической точки зрения э ...

Особенности религиозного воспитания детей в казахской семье
Религиозные представления и духовная жизнь детей - ещё одни важный компонент детской субкультуры. Детская духовная жизнь представляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка, которая чаще сего скрыта от внешнего наблюдателя. Исследователи отмечают особую мифологичность детского созн ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru