Условия длительной слуховой депривации у глухих детей младшего школьного возраста, существенно влияют на формирование всех этих качеств: происходит задержка в психофизическом развитии ребенка. Отмечается дисгармоничность развития, которая проявляется при решении различных психолого - педагогических задач.
Ограниченный круг общения, бедный жизненный опыт, некоторая однобокость в развитии не способствуют развитию творческого воображения, самостоятельности суждений.
Психическое развитие глухих детей младшего школьного возраста— это особый тип развития, происходящего в специфических условиях взаимодействия с окружающим миром, относящегося к дефицитарному типу дизонтогенеза. Первичное нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций — к недоразвитию речи, а также к замедлению развития мышления, памяти и др. Все это тормозит психическое развитие детей с нарушениями слуха. При этом замедляется формирование сложных межфункциональных взаимодействий, иерархических координации. Объем внешних воздействий на ребенка с нарушениями слуха сужен, взаимодействие со средой обеднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Компоненты психики у глухих детей младшего школьного возраста развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях — наблюдается несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления, письменная речь превалирует над устной. Асинхронии проявляются в разной степени недоразвития одних перцептивных систем при относительной сохранности других. Так, у этих детей сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании компенсаторно развивается зрительное восприятие. У глухих детей отмечаются изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания. Изменения в темпах психического развития глухих детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха внутренне связаны со структурными особенностями их психики. Большое значение имеет сохранность других сенсорных и перцептивных систем, интеллектуальной сферы, систем регуляции .
Эти и некоторые другие особенности, связанные с условиями жизни и воспитания этих детей, требуют и специальной организации обследования и обучения. В младшем школьном возрасте у глухих детей особое внимание следует уделять особенностям развития речи и познавательной сферы, в первую очередь — формированию взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений. Выявление нарушений в данных областях необходимо для организации адекватной коррекционной работы.
Диагностика уровня психического развития глухого ребенка в младшего школьного возраста продолжает оставаться сложной проблемой. Трудности дифференциальной диагностики отдельных нарушений психического развития по отношению к глухим обусловлены тем, что разные отклонения в развитии могут иметь сходные внешние проявления (трудности общения, отсутствие речи).
В общей массе глухих младших школьников, наблюдается следующие отличия от слышащих сверстников:
1. Неполноценность слухового восприятия.
Л. В. Нейман выделяет четыре группы глухих в зависимости от диапазона воспринимаемых с помощью слуха частот слухового поля.
См. таблицу № 1приложения 1. Классификация глухих Л.В. Нейман.
Из таблицы мы видим - глухие дети 3-й и 4-й групп имеют возможность различать сравнительно менее интенсивные и более разнообразные по частотной характеристике звуки на довольно близком расстоянии (школьный звонок, звуки различных музыкальных инструментов и т. д.)
Таким образом, расширение объема воспринимаемых частот у глухих увеличивает способность восприятия голоса, различения звуков речи и неречевых звуков окружающего мира.
2. Развитие общения.
Новое в образовании:
Анализ содержания сказки
Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом: 1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.). Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество. 2. Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Герои кла ...
Функции форм обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. При этом образовательная функция связана ...
Реализация модели личностного ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Более 20 лет я, Кузейкина Нина Лионидовна, проработала учителем начальных классов сш. №14. С 1992г. я работала учителем 1 класса при МДО №50. Поэтому проблема преемственности между дополнительным учреждением и школьной мне очень близка. Между школой и МДО оголились некоторые традиции в установлении ...