Характеристика лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Педагогика сегодня » Развитие словаря детей дошкольного возраста » Характеристика лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 5

Дети с ОНР, как правило, воспроизводят только по одному синониму на слово - стимул (боец - солдат, улица - проспект).

При этом наблюдается разнообразный характер ошибок. Вместо синонимов дети с ОНР воспроизводят:

а) семантически близкие слова, часто ситуативно-сходные (парк - зоопарк, праздничный - весенний, улица - дорога);

б) слова, противоположные по значению, иногда повторение исходного слова с частицей не (огромный - маленький, верный - не верный);

в) слова, близкие по звучанию (здание - создание, парк - парта);

г) слова, связанные со словом - стимулом синтагматическими связями (улица - красивая);

д) формы исходного слова или родственные слова (боец - бой, праздничный - праздник, радостный - радостно) .

В заданиях на подбор синонимов у детей с речевой патологией выявляются те же трудности, что и при подборе антонимов: ограниченность словарного запаса, трудности актуализации словаря, неумение выделить существенные семантические признаки в структуре значения слова, осуществлять сравнение значений слов на основе единого семантического признака.

Объяснение значения существительных обобщающего характера дошкольниками осуществляется с использованием следующих способов:

- перечисление слов, входящих в семантическое поле. Например: «Овощи - это помидоры, огурцы». Этот способ определения значения называется конкретизацией;

- определение значения слова через описание местонахождения денотата. Например: «Овощи - в огороде растут»;

- описание внешних признаков денотата: длины, величины, аромата, вкуса, указание на то, из чего сделано. Например, мебель - сделано из дерева;

- определение значения через называние функций денотата. Например: «Посуда – из нее можно есть; посуда – предназначено для того, чтобы варить и есть»;

- объяснение значения через подведение под обобщенное, более глобальное представление (без указания на дифференциальные признаки). Например: «Цветы – это растения»;

- истинное объяснение значения слова с указанием семантического поля и дифференциальных признаков слова, отличающих его от других слов данного семантического поля. Например: «Дерево — большое растение со стволом»;

- описание частей денотата. Например: «Дерево - это ствол с листьями».

Анализ способов определения слова позволяет выделить те семантические признаки, которые включаются детьми в структуру значения слова и на которые дети, прежде всего, ориентируются при объяснении значения слова. Это и есть те дифференциальные признаки, на основе которых осуществляется поиск слова в процессе его употребления. Можно выделить две группы таких признаков.

I группа - денотативные признаки. В эту группу можно включить ситуативные признаки денотата (его местонахождение), внешние признаки, непосредственно свойственные денотату, функциональные признаки денотата.

II группа – лексико-семантические признаки, обусловленные связями слова, местом слова в лексической системе, семантическом поле. Эта группа может включать соотнесение слова с общим понятием без указания дифференциальных признаков, а также выделение семантического поля с указанием дифференциальных признаков, т. е. Истинную дефиницию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Основные принципы занятий с детьми дошкольного возраста
Педагогика выдвигает следующие дидактические принципы, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста. Принцип развивающего обучения. Чтобы обучение успешно решало стоящие задачи, оно должно быть развивающим. Идея развивающего обучения была выдвинута видным советским психологом Л.С. ...

Понятие о дизартрии
По определению М. А. Поваляевой, дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. По мнению Л. С. Волковой, ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органиче ...

Формирование культурно-гигиенических навыков в режиме дня
План деятельности по воспитанию культурно-гигиенических навыков в режимных процессах в своей возрастной группе (Вторая младшая) Режимный процесс Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков Содержание культурно-гигиенических навыков Приемы воспитания Прием детей Воспитывать бережное отношение ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru