Основные взгляды психологов и педагогов на развитие речи

Страница 2

Теоретическую основу, разработанную Е.И.Тихеевой, составляют следующие принципы:

1. Развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием.

2. Речь детей развивается в социальной среде, в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

3. Руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни.

4. Обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития .

Большое влияние на развитие методики оказала Евгения Александровна Флерина. Область ее исследования: эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства и художественного слова. Ее основные труды посвящены вопросам методики художественного чтения и рассказывания детям; она также является автором учебных пособий по методике развития речи младших школьников для учащихся педагогических училищ и ВУЗов.

Опираясь на проведенные исследования вышеназванных ученых, рассмотрим уровень формирования монологической речи.

Устная монологическая речь – это более сложная форма речи, которая, по мнению Л.С. Выготского, представляет определенную композиционную сложность. Монолог – это последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним человеком без опоры на речь собеседника.

Как отмечает О.С.Ушакова, «формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуется коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств» .

Монологическая речь – это развернутая речь человека, обращенная к другим людям. Монолог зависит от того, какие задачи ставит перед собой говорящий и в какой вид конкретной деятельности включена эта речь.

Л.С. Выготский говорит о том, что монолог представляет собой высшую, более сложную форму речи, чем диалог. М.Р. Львов указывает на то, что с психологической точки зрения монолог неестественен, так как согласно теории коммуникации и речевых актов, речь должна иметь адресата, должна быть обращена к собеседнику. Реакция собеседника позволяет говорящему корректировать свои высказывания по ходу сообщения: опускать уже известное, дополнять и развертывать неизвестное или недостаточно понятное.

Монологическая речь, кроме языковых средств, располагает еще целым рядом дополнительных выразительных средств, которые выделяют новое и важное. Различная информация и мимика могут придавать разный смысл одинаковым синтаксическим конструкциям.

Для монологической речи характерна своя специфика: в ней сильны мотивы самовыражения личности, ослаблена установка на ответ, композиция и структура строже, а организация выше, чем в диалогической речи. Монолог характеризуется относительной завершенностью.

По способу передачи информации с помощью монологической речи выделяются следующие высказывания:

- описание;

- повествование;

- рассуждение.

Описание – это специальный текст, который начинается с общего тезиса, определяющего или называющего предмет или объект, затем идет перечисление признаков, свойств, качеств и завершает итоговая фраза, оценивающая предмет или выражающая отношение к нему. Описание отличается статичностью.

Повествование – это сюжет, развертывающийся во времени и в логической последовательности. Основное назначение повествования – передать развитие действия или состояние предмета.

Рассуждение – это текст, включающий причинно- следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно содержит тезис, доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует. В рассуждении может доказываться не одно, а несколько положений и может быть сделано несколько выводов.

О.С. Ушакова считает, что приведенные типы высказываний могут встречаться в контаминированном (смешанном) виде, когда элементы описания или рассуждения включаются в повествование или, наоборот.

Монологическая речь требует специальных умений и речевой культуры (речевых норм) не только от того, кто ее строит, но и от слушающих. Человек, произносящий монолог, ответственен за то, чтобы его поняли слушатели, поэтому Л.А. Венгер обращает внимание на то, что необходимо учитывать все возникающие реакции на монолог, осознавать то, как речь воспринимается теми, на кого она направлена.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Натюрморт и его особенности
Натюрморт (фр. Nature morte–мертвая натура; англ. still life, нем. Stilleben) - жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, ...

Методика изложения теории вероятностей в школе
Различают традиционные и современные методы обучения. Традиционные методы направлены на обучение готовым знаниям, и учебная деятельность учащихся носит репродуктивный характер, и не способствует эффективному развитию. Внешне традиционный метод проявляется в хорошо известной форме, когда учитель изл ...

Гуманитарное образование: текстуально-диалогическая модель
Сегодня в педагогике сложилась ситуация, когда по-старому невозможно, а по-новому не получается. Несмотря на попытки изменить содержание и саму систему образования, в педагогической теории и практике остается много неясного и противоречивого. Современный период ученые характеризуют по-разному. И.А. ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru